Только люстрация
Внеочередные украинские выборы оттеснили на второй план главное - в страну пришла люстрация, воля к очищению власти и себя самих. Это событие эпохальное, которое, если начнет осуществляться серьезно, сможет повлиять на ход истории не только на склонах седого Днепра, но и на берегах Волги-матушки.
В августе 1991 года в московском столкновении различных кремлевских группировок Киев занял позицию выжидательную, осторожно склоняясь к поддержке ГКЧП. Лишь 23-24 августа в позиции украинской власти произошел перелом, страна стала «демократической», а затем и независимой. Фарсовый характер происшедшего подчеркнули выборы первого президента Украины, Им стал Леонид Кравчук, который много лет был заведующим идеологическим отделом и секретарем ЦК КПУ. Бывший украинский политзаключенный Семен Глузман справедливо отмечал, что независимость свалилась на украинское общество «случайно» и, полученная «незаслуженно», она мало что изменила.
Вожди «оранжевой революции» 2004 года попытались на новых основаниях заявить об окончательном разрыве Украины с коммунистическим прошлым. Однако реформы оказались легко обратимыми.
Казалось, что второй Майдан в феврале 2014-го, оплаченный большой кровью, кладет начало серьезной работе по постепенному изменению украинского общества, которая должна охватить целую эпоху. Все было бы так, если б не потоки крови, пролившиеся после Майдана, и не меньшие потоки фальши, захватившие украинский политический класс. На экранах украинских телеканалов каждый день - толпы политиков из прежних партийных колод, так или иначе своими корнями связанных с советскими истоками: с КПСС, комсомолом, корпусом «красных директоров», а то и со спецслужбами. Непотопляемые экс-президент Кравчук и патриарх Филарет, Турчинов и Тимошенко, бульварный журналист-депутат Дмитрий Гордон и глава СБУ Наливайченко - несть им числа. Они говорят о новой Украине с европейским будущим. Молчат только те, кто был в центре баррикад, среди сражавшихся на площади.
За семь месяцев после победы «революции» не расследовано убийство Юрия Вербицкого, одного из первых убитых за сочувствие идеям Майдана. Не расследован расстрел мирных людей загадочными снайперами. Не сняты с постов судейские и милицейские бюрократы, своими решениями и действиями потакавшие насилию. Как стояли олигархи у кормила всех сторон местной жизни, так и остались. «Как было, так и продолжается», лишь увеличиваясь в размерах - таков постоянный рефрен украинского общества ко всем новым реалиям постмайданного бытия.
Примерами того, как новые государственные и общественные механизмы парализуются старым, советским, содержанием, переполняют недолгую историю и РФ, и Украины. Единственным значимым шагом в украинской политике последних 7 месяцев стал закон «Об очищении власти», вступивший в силу 16 октября. Постепенная реализация его положений может начать реальные перемены в стране. В него включены пункты о необходимости удалить из госструктур лиц, занимавших высокие должности при Януковиче и причастных к репрессиям против участников акций гражданского протеста, а также всех тех госслужащих, кто работал в КГБ, руководящих органах КПСС и ВЛКСМ. Увольнению подлежат и руководящие работники всех ветвей власти, включая судебную, которые не смогут объяснить происхождение своего имущества.
Похоже, что депутаты Верховной Рады из правящей коалиции и высокопоставленные чиновники нашли в этом законе главным образом инструмент для удаления в политическое небытие своих давних противников из Партии регионов. Дух закона, направленный против тех, кто в идеологии насилия, коррупции и кумовства видит наилучший способ управления обществом, им не особенно приглянулся. Смысл люстрации должен заключаться в отстранении от государственного руля наследников коммунистического стиля правления. Против закона о люстрации выступают могущественные силы внутри нынешней правящей коалиции, включая генерального прокурора Виталия Ярему. Молодая дама из украинского МИДа Олена Зеркаль, курирующая вопросы евроинтеграции, высокомерно цедит с экрана: «Как профессионал в праве, я скептично отношусь к этому закону». Чиновничий корпус отвергает саму идею закона о люстрации и пытается превратить запущенный ею процесс в шутовскую комедию. Генерал СБУ Константин Бриль, пошедщий самовыдвиженцем на досрочные выборы в Раду, заявил в эфире передачи «Шустер LIVE» (17 октября): «Стране нужна не люстрация, а кастрация».
КПСС и его «передовой отряд» ЧК-КГБ совершали многочисленные преступления против законов человечности. В России констатация этого не стала формулой судебного приговора, отсюда и быстрое скатывание страны к несвободе. У Украины появился шанс выбраться из болота советского прошлого. Для этого необходим последовательный разрыв с тоталитарной традицией. Тем более что УССР после окончания хрущевской «оттепели» превратилась в испытательный полигон КГБ, являясь также одной из главных кузниц правоверных кадров для КПСС. Недаром Андропов, придя к власти, поставил во главе союзного КГБ Виталия Федорчука, до того лютовавшего в украинской столице.
Валерий Марченко, вернувшийся в Киев в 1981 году после первого своего лагерного срока, с удивлением спрашивал: «Что это за город, где все парализованы страхом?»
Много ли изменилось с того времени? Готово ли украинское общество постоянно и упорно отстаивать идею ответственной свободы для частного человека?
В июне 1997 года 9 бывших советских политзаключенных из Украины направили письмо президенту Кучме с призывом отстранить с высоких постов лиц, запятнанных преследованиями диссидентов, чтобы сотрудники 5-го, идеологического, управления КГБ «не имели права в дальнейшем занимать руководящие должности». Среди тех, кто подписал обращение, стояли имена Вячеслава Черновола, Мустафы Джемилева, Евгения Сверстюка. Тогда же в интервью украинской службе "Радио Свобода" автор этих строк рассказал о посещении киевской прокуратуры, в стенах которой натолкнулся на осиное гнездо следователей, участвовавших в репрессиях. Глава следственной бригады, работавшей по моему делу, Владимир Игнатьев, возглавил отдел по борьбе с организованной преступностью и бандитизмом, а его начальником стал другой прокурорский специалист по борьбе с инакомыслием, В.Б. Танцюра. Общее руководство всеми ими осуществлял прокурор города Степан Лотюк (его имя также всплывало в операциях против диссидентов). В начале 2000-х он ушел на пенсию, в качестве адвоката, став «крышей» одного из «авторитетных» киевских бизнесменов.
Прокурорские и кагэбэшные работники, в свое время привлеченные к травле несогласных с режимом людей, после крушения СССР с легкостью встроились в новые времена. Они не раскаялись, и общество ничего не знает об их прошлом. Да и хочет ли знать?
В советские годы религиозная среда, подвергавшаяся дискриминации, жила, казалось, более напряженной внутренней жизнью, чем окружающие. По моему делу («клевета на советский государственный и общественный строй») киевский КГБ искал в этой среде тех, кто согласился бы стать удобным для них свидетелем обвинения. Двое молодых людей, один физик, другой фельдшер, дали требуемые показания. Впоследствии, уже в перестройку, оба стали священниками. Еще один верующий, музыкант Андрей Батьковский, в начале 1980-х завербованный в осведомители ГРУ и следивший за мной, также дал нужные следствию показания. Вся эта троица как ни в чем не бывало продолжала вращаться в кругу своих собратьев по вере. Грозные уроки недавнего прошлого никем не были усвоены.
Неудивительно, что «эксперты», привлекавшиеся КГБ для «анализа» моих рукописей и материалов, изъятых на обысках, также благополучно продолжили свою плодотворную деятельность и в «вильной» Украине. Все они продолжали преподавать в вузах, печатались, вполне востребованные новым прекрасным миром.
И вполне естественно, что, когда на волне массовой поддержки Майдана стали возникать многочисленные сообщества друзей «революции достоинства», среди их организаторов, тут же появились личности, известные своим конформизмом в советские годы и давними связями с литературоведами в штатском.
В 1997 году итогом попытки локальной люстрации силами нескольких диссидентов стало разве только то, что со здания администрации президента Украины убрали советскую символику. Через 17 лет граждане Украины вновь уперлись в главную проблему: латать фасады или изменить внутреннее устройство своего общества.
Люстрация нужна как раз для того, чтобы обыватель понимал, кто занимает теплые государственные места, высокие должности в частных корпорациях и негосударственных фондах, от работы которых зависит качество общей жизни.
Судьба люстрации - лакмусовая бумажка подлинности происходящих в Киеве перемен.
Уже появились в Украине дети «лейтенанта Шмидта», якобы пострадавшие от режима Януковича и требующие в качестве компенсации за былые муки теплых мест под солнцем. У начальства из разных ветвей власти появилась удобная "прачечная" в виде АТО, посещая территорию которой, они получают справку, обеляющую их прошлое. Если учтем, что западные политики рассматривают люстрацию в странах, освободившихся из зоны тоталитаризма, как пропуск в НАТО и в ЕС, то Украине не возродиться. Чиновники поставят галочку в нужной графе, и все останется по-прежнему.
Из этого тупика украинское общество может выйти только узкими вратами, осознав, что путь очищения - это терпеливый постоянный труд на десятилетия вперед. Когда необходимо говорить правду с крыш, разгребать авгиевы конюшни собственного прошлого и настоящего, выбираясь к свету. Тогда только украинцы помогут себе, да заодно и своим бывшим соузникам по советскому блоку.
Комментарии
Здесь все очень просто. Люстрация (настоящая) возможна только после отстранения от власти правящей касты. Примеры таких событий - большевистский переворот 1917 г. (отстранена от власти монархия), "сталинский" переворот 20-30-х годов (отстранена от власти "ленинская шайка"). На Украине, к сожалению, настоящего переворота не произошло. Думаю, вмешательство России сыграло здесь не последнюю роль. Так что, будем ждать и надеяться. И, напоминаю, признаком смены правящей касты являются, в первую очередь, РЕПРЕССИИ! То, какой масштаб они примут, зависит от ситуации.
ОЛИГАРХОКРАТИЯ vs ДЕМОКРАТИЯ
------------------------------------------------------------------
Самый коварный и страшный враг человечества, - был, есть и будет, всегда и везде, - идеализм. Все преступления совершаются во имя идеалов и ими же прикрываются. А то, что идеалы бывают абсолютно взаимоисключающие, не имеет никакого значения: идеалисты любого "за" точно такие же негодяи, как идеалисты любого "против".
Человечество - всего лишь популяция животных определённого вида... Далее растекаться не буду, сразу к конструктиву: из этого и только их этого надо исходить в общественной практике.
Удобно, когда капиталы наворованы-награблены прадедами. Уж тут презумпция невиновности - броня. Может, действительно, прадеду "чисто" повезло? Ничью золотую жилу найти. Или такую полезную штуку, как колесо, изобрести (и патент удачно продать). И вообще - "сроки давности"... Нельзя же тянуть и тянуть веками мемуары каждой раскладушки.
А если капиталы... об-ра-зо-вались у ныне живущего, действующего персонажа? Из ничего?
Я уже много раз просил здесь: назовите мне, пожалуйста, ОДНОГО миллиардера из таких, к происхождению капиталов которого нет претензий. - Никто даже не рискнул!
Павел Проценко ярко отзеркалил проблему. Проблему люстрации. Но какой люстрации? У меня сложилось впечатление, что зеркало-то кривоватое. Читай: идеалистическое.
Конечно, в этом зеркале нашла отражение И материалистическая суть проблемы:
= ...Увольнению подлежат и руководящие работники всех ветвей власти, включая судебную, которые не смогут объяснить происхождение своего имущества...
Как стояли олигархи у кормила всех сторон местной жизни, так и остались. "Как было, так и продолжается", лишь увеличиваясь в размерах - таков постоянный рефрен украинского общества ко всем новым реалиям постмайданного бытия... =
Но как отражена эта материалистическая СУТЬ? - Таки "в подвальчике", петитом.
Идеологическая, идеологизированная люстрация не просто нично, но хуже, чем ничто. Потому что извращает и опошляет саму идею люстрации. Потому что превращается в схватку пауков в банке. ПОТОМУ ЧТО ПОДРЫВАЕТ ДОВЕРИЕ НАРОДА.
Люстрация - не по словарям, конечно, а по актуальному смыслу - есть чистка от недобитых врагов. И главное в АКТУАЛЬНОМ определении люстрации есть определение категории "враг".
А АКТУАЛЬНЫЙ враг демократии - это олигарх. И были у этого олигарха (формально) годы службы в кгб-кпу или он просто "дружил" с нужными людьми и структурами - в эпоху хапка -- разве это важно?
Повторяю: на современном этапе развития человечества, в настоящих условиях, главный противник демократии - олигархократия.
А уж из какой среды сформировался олигархат (чекистской, нацистской, криминальной, наркобаронной, клерикальной...) - важно, но не это главное.
Люди, будьте бдительны! Не дайте себя обмануть подменой борьбы с врагами - борьбой с тенями.
Я сказал "человечество" (а не "человек").
Я сказал "в общественной практике".
Ни меньше, ни больше.
Надо ли продолжать мысль? - Мне кажется, с Вашим мировоззрением как минимум стыкуется.
Одно добавлю: любые поползновения клерикализации от меня могут встретить только одну реакцию: "Раздави гадину!"
-----
Меня другое "беспокоит". - Отказ прочим живым существам в разумности... с вытекающим из этого.
Был случай, когда незнакомая дворняжка бросилась защищать меня от своры напавших собак. А ещё я видел дворняжек, останавливающихся на красный сигнал светофора (и это при том, что собаки, вроде, "типа дальтоники"). А ещё я видел дворняжек, предпочитающих переходить улицу по над-уличным переходам (по подземным ещё ладно, но над-уличные! крутые ступеньки, зигзаги и вообще троекратное удлинение пути).
Собаки даже мимикой выражают радость, тоску, сочувствие, раскаяние. Разве не чувстуют то, что отражается? - Такое просто невероятно.
Эх, удобно делить на "люди-неживотные" и "животные-нелюди". Как бы я, мясоед, иначе жил (и не свихнулся... окончательно)? -- И крамольная мысль вползает: эх, неспроста в религиях такое значение придаётся жратве, неспроста. Не с этого ли всё и началось?..
Осталось дать юридическое (т.е. правовое) определение того, что такое "олигарх". Может, Влад этим займется? Иначе "олигарх" - это "богатый сосед, котрый мне лично неприятен".
Запросто... ну, навскидку.
Любой, кто желает использовать служебные возможности для незаконного обогащения и/или желает использовать своё предыдущее незаконное обогащение для обретения власти (служебных возможностей). Непосредственной связи с размерами служебных возможностей и незаконными капиталами нет. Кто-то - "взрослый олигарх", а кто-то зародыш, эмбрион.
Любой, кто лезет во власть, - и вообще в чиновничество, - НЕСОМНЕННО, неопровержимо и полностью не доказав законность личного имущества до копейки и противится требованию... пожеланию!.. подобные доказательства представить в любой момент нахождения на службе.
Олигарх - вор во власти и властный вор.
В общем, если уж воруешь или приворовываешь, то не лезь, - по крайней мере, лично, - во власть.
Олигархократия и коррупция не одно и то же. Коррупция возможна в любом обществе. Коррупция ведёт к олигархату: олигархат - режим победившей коррупции, - но, чаще всего, не приводит (слава Б-гу). Может быть, потому, что олигархат САМ начинает бороться с коррупцией, и небезэффективно. Чему хуйляндский олигархат самое яркое подтверждение. - Потому, что коррупция неконтролируема, а это уже противоречит ПОНЯТИЯМ режима, это недопустимое "крысятничество".
Борьба с коррупцией и, соответственно, с усилением олигархократии, не сводится к пенитенциарным мерам, но их роль первостепенна. Другое дело - как?
Закон с нарастающей ответственностью.
Первые три года после принятия такого закона: "попользовался властью" хотя бы на рубль - год условно минимум.
Следущие три года - год тюрьмы минимум. Следующие три - пять тюрьмы минимум. Следующие - 15 минимум. После этого (через 12 лет... или через 20 лет, при 5-летних "ступеньках") - только смертная казнь. Вот так и отобъётся охотка "попользоваться властью". Чтоб и мысль такая в голову не приходила; что угодно, только не это.
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: