Памяти Владимира Шаклеина
Не стоит город без праведника, это известно всем. Но как же часто осознаем мы незаменимость праведника, оцениваем в полной мере чудо присутствия его среди нас только в момент горькой утраты.
30 декабря в Екатеринбурге друзья и соратники простились с Владимиром Шаклеиным. Он ушел из жизни внезапно, как будто на полуслове. Вчера еще говорили по телефону, прощались до следующего его приезда в Москву. И вдруг - инсульт, клиническая смерть, реанимация, крайне тяжелое состояние... 24 декабря «скорая» увезла его из дома в больницу. Через четыре дня Владимира Андреевича не стало.
Владимир Шаклеин - бывший политзаключенный, узник Лефортовский тюрьмы начала 70-х. Он выходец из рабочей среды, с юных лет работавший подручным сталевара, затем токарем, кровельщиком. Окончил школу рабочей молодежи с медалью, учился в Московском институте стали (отчислен за студенческую активность), окончил затем заочно Пермский политехнический институт, стал инженером. И всюду, где бы ни учился, ни работал - занимал активную гражданскую позицию, заступался за жертв произвола, несправедливости. Такой склад характера с неизбежностью привел Владимира Шаклеина к диссидентству. В конце 60-х годов он стал активным участником «Просветительского общества» - подпольной организации по распространению самиздата. Закономерно последовал арест, следственная тюрьма КГБ. Однако же срок не дали, выпустили, помытарив в застенках более года. Чтобы избежать повторного ареста, Владимиру Андреевичу пришлось долгое время жить в Эстонии.
В самом начале перестройки, при первых едва уловимых дуновениях ветерка перемен, Владимир Андреевич вернулся в Россию, поселился в Свердловске (Екатеринбурге) и с первых же этапов пробуждения общества включился в активную деятельность: Уральский народный фронт, «Мемориал», «Демократическая Россия»… В 1990-м Владимир Шаклеин был избран депутатом горсовета, в 1991-м стал инициатором создания независимого общественно-политического объединения «Возрождение», в 1994-м - координатором Уральского центра прав человека. В 1996-м Владимир Андреевич создал Межрегиональный центр прав человека, в 1997-м был избран председателем Координационного совета Союза правозащитных организаций области и в том же году возглавил региональное отделение Общероссийского движения «За права человека».
Когда я познакомилась с Владимиром Андреевичем в середине 90-х, у меня создалось впечатление, будто он испытывает чувство неловкости перед своими товарищами, которые тогда, в начале 70-х, получили-таки сроки заключения, и теперь всеми силами стремится как будто наверстать что-то, непосильным и бескорыстным трудом на износ оправдать перед ними то, что тогда ему досталось меньше страданий и испытаний. Впрочем, он в любом случае занимался бы активной гражданской и общественной деятельностью, таков был склад его души. Но ощущение, что не досидел тогда, не получил, как другие, срок, заставляло его брать на себя избыточную нагрузку.
Это был человек обнаженной, императивной совести.
Он слишком близко к сердцу принимал чужую боль, глубоко переживал творящееся вокруг беззаконие, несправедливость, незамедлительно приходил на помощь жертвам произвола. В 90-е годы много ездил по деревням, отстаивая права обездоленного, нищего крестьянства. Очень близко к сердцу принял трагедию войны в Чечне, ездил в лагеря беженцев в Ингушетии, принял участие в Марше мира Александра Любославского. 16 августа 2002 года Любославский и Шаклеин завершили эту уникальную миротворческую акцию на Красной площади. Шаклеин сетовал, что Любославский не позвал его разделить этот трудоемкий путь с самого начала, от Северного Кавказа, а Любославский писал в своем «Кавказском дневнике» о том, какую неоценимую помощь оказал ему Шаклеин, присоединившись к нему, очень уже уставшему, в Тульской области.
Мне кажется, что не было в Екатеринбурге такого правозащитного митинга или пикета, в котором бы не принимал участие Владимир Шаклеин. Одиночный пикет, Шаклеин с плакатом, Шаклеина задерживают - постоянный видеоряд новостей из Екатеринбурга.
День политзаключенного в Екатеринбурге? Организатор - Шаклеин. В 2005 году его инициативой было отметить в рамках Дня политзаключенного и 40-летие диссидентства на Урале, устроить в городской библиотеке выставку документов, самиздата, фотографий. Тогда же Шаклеин провел в Екатеринбурге презентацию «Кавказского дневника» Любославского. Следует отдельно сказать о дружбе и сотрудничестве этих двух удивительных правозащитников. Александр Любославский умер в ноябре 2005 года от инфаркта так же внезапно и неожиданно для всех, на взлете активной правозащитной деятельности, как и сегодня - Владимир Шаклеин.
Он очень много ездил по стране. И когда бывал в Москве, непременно увидишь его или на каком-нибудь правозащитном пикете, или в суде, где судят гражданского активиста.
Владимира Андреевича отличала абсолютная доброта и отзывчивость. Он был готов ехать на край света в любую непогоду, как только узнавал, что где-то нужна его помощь. Особенно близко к сердцу принимал он страдания узников, без вины осужденных.
Этапирован Михаил Трепашкин на Урал - Шаклеин его защитник. Он добивается наряду с адвокатом условно-досрочного освобождения для Трепашкина в суде, ездит к нему в колонию, регулярно посещает его в тюрьме, когда тот оказывается в СИЗО Екатеринбурга.
Доходит до Шаклеина весть о страданиях в тюрьме чеченца Зубайра Зубайраева - Шаклеин его защитник, он рядом с ним на этапе, когда того везут через Екатеринбург из Волгограда в тюрьму Красноярска, он регулярно ездит к нему в Красноярск, в Минусинск, поддерживает его в самые тяжелые минуты, озвучивает страшную правду о положении Зубайраева, об избиениях и пытках. Судят в Волгограде Елену Маглеванную за статьи о Зубайраеве - Шаклеин ее защитник.
Рассказала я ему как-то о тяжелых условиях Бориса Стомахина в лагере - он тут же активно включился в дело, связался с Борисом, взял у него доверенность на защиту его прав и интересов. Мне хорошо запомнилась поездка с Владимиром Андреевичем в Буреполом Нижегородской области в начале февраля 2008 года, когда мы пытались добиться условно-досрочного освобождения для Стомахина. Встретились в Нижнем Новгороде у стен кремля и потом чуть ли не весь день ехали с адвокатом в этот самый отдаленный уголок Нижегородской области. Уже в темноте мы зашли в кабинет начальника колонии - и как же Владимир Андреевич твердо и решительно с ним говорил! Мне показалось, что нет такой стены, которую не смог бы пробить этот человек. Стомахину на следующий день в условно-досрочном освобождении, как водится, отказали, но встречи с ним в кабинке для адвокатов Владимир Андреевич добился. Помню, как в ожидании в том холодном помещении мы заговорили с Владимиром Андреевичем о диких взглядах Стомахина, и он посмотрел на меня как на наивного человека, когда я сказала, что надеюсь на внутреннюю эволюцию и «потепление» радикализма нашего подзащитного. Владимир Андреевич дал мне понять, что человека нужно защищать без всяких надежд на его изменение к лучшему, а за взгляды человек безусловно не должен сидеть, какими бы эти взгляды ни были.
Но далеко не только политзаключенных и без вины осужденных защищал Владимир Шаклеин. Главным императивом защиты прав заключенных было для него неприятие жестокости и беззакония, столь прочно утвердившихся в наших местах лишения свободы. Несколько лет подряд Владимир Андреевич защищал заключенного Юрия Журилова, попавшего в тюрьму из полуголодного детства и неблагополучной семьи и почти всю жизнь проведшего в тюрьмах и лагерях за мелкие бытовые преступления. Администрация нещадно придиралась к нему, уже 50-летнему, больному туберкулезом: «нарушение формы одежды», или - «спал в неположенное время на скамейке» (в камере, где не было скамейки) - штрафной изолятор, помещение камерного типа, затем - тюремный режим… И все это - за жалобы, обращения к правозащитникам, попытки отстоять права заключенных. Владимир Шаклеин решительнее всех остальных отозвался на эти жалобы. Он регулярно ездил к Журилову в колонию, добивался участия в его судебных процессах, много писал о нем и о тех беззакониях, о которых свидетельствовал Журилов.
Как только Владимир Шаклеин стал членом ОНК по Свердловской области, регулярное посещение мест заключения стало его образом жизни.
В последнем телефонном разговоре со мной Владимир Андреевич попросил меня вникнуть в положение политзаключенного Игоря Матвеева, отбывающего срок в ИК-13 Нижнего Тагила. Это было 20 декабря. На следующий день он выехал из Москвы, а 23 декабря Владимир Андреевич был уже в Нижнем Тагиле, где посетил ИК-13 в составе комиссии ОНК. Надо сказать, что дорога из Екатеринбурга в Нижний Тагил изнурительна, посещение мест заключения - это всегда нервное и психологическое напряжение. А каково же все это в преклонном возрасте, и сразу же после напряженной поездки в Москву, которой предшествовала не менее насыщенная деловая поездка в Хабаровск…
Вернувшись из Нижнего Тагила, Владимир Шаклеин позвонил коллеге по правозащитной деятельности Глебу Эделеву и запланировал с ним следующую поездку к Матвееву на 27 декабря, уже в качестве защитников. Он успел даже собрать сумку для этой поездки. А несколько часов спустя случилось непоправимое - инсульт, потеря сознания и через несколько дней - смерть в реанимационном отделении больницы.
Бывают потери, в которые очень трудно поверить, с которыми почти невозможно смириться. К сожалению, та нагрузка, которую взял а себя 75-летний Владимир Андреевич, не могла совместить силу бодрого и непримиримого духа с реальными силами организма. Он работал как здоровый и полный сил человек несмотря на возраст, болезни, высокое давление, глухоту. Он отворачивался от своих болезней, не желал считаться с ними, не желал вообще обращать на них внимания. Не желал ни помнить, ни заботиться о себе - и это привело в конце концов к непоправимому.
Надо сказать, что за всю свою деятельность, за весь этот тяжелый и изнурительный труд Владимир Андреевич не получал денег. Он делал абсолютно бесплатно ту работу, за которую профессиональные адвокаты срывают огромные барыши, и нередко тратил средства из собственной пенсии на оплату дороги, иной раз с готовностью даже не доедать в пути - лишь бы добраться до цели, доехать до своих подзащитных.
В начале осени в Сахаровском центре состоялась презентация сборника Владимира Шаклеина «За права и достоинство человека в России», в котором собраны документы и свидетельства его самоотверженной деятельности, его очерки и правозащитные заявления. Можно было бы рекомендовать эту книгу как пособие для тех, кто хочет стать правозащитником.
Нам же, друзьям и коллегам Владимира Шаклеина, лучшим действием в его память будет, наверное, защита тех, о ком болела его душа. Нужно пристальнее обратить внимание общественности на положение Игоря Матвеева и добиться его освобождения. Нужно не забывать любимого лозунга Владимира Андреевича - «За права и достоинство человека в России» - и не терять надежды, что это осуществимо, не опускать руки, не прекращать усилий к человеколюбию, добру и свободе.
Комментарии
Ушёл из жизни ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК!Очень горько!
Соболезнования родным и близким, а так же всем, кому Владимир помогал, их Новый Год в этом году - не праздничный.:(( Может, в следующем году все-таки победят идеи и дела Шаклеина, победит Добро. За эту победу он отдал жизнь. Светлая ему память.
Уходят праведники и мало кому есть до этого дело. Народ наш хорошо усвоил принцип "моя хата - с краю", забыв, что первыми -то и разрушают бульдозерами именно хаты с краю. Безнадёга. Вот чтоб покричать про "величие " или "особый путь", тут много найдётся "наших". А что в след. году победят идеи и дела Шаклеина, светлая ему память, веры мало.
Царствие небесное, вечная память.
Тоскливой безнадегой веет от этого, написаного от всей души, некролога. И виноват тут вовсе не автор, а российский народ...
Светлая память!
Мои соболезнования родным, близким, всем кто его знал.
Прочитала и подумала, сколько Людей хороших живёт, а я узнаю о них только когда уходят...
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: