Виртуальный антиэкстремизм
«Виртуальный антиэкстремизм» - так называется новый доклад Центра «Сова». Он повествует о применении антиэкстремистского законодательства в интернете в период с 2007 до конца 2011 года.
За это время ксенофобная и иная подстрекательская пропаганда в интернете значительно выросла в количестве и видоизменилась вместе с развитием самой Сети. Но за те же годы улучшалась и квалификация полиции, так что масштаб преследований за такого рода пропаганду также стремительно вырос. Достаточно сказать, что в 2007 году были известны всего три приговора по уголовным делам за пропаганду в интернете (из 28 приговоров по ст.ст. 280 и 282 УК в целом), а в 2011 году их было вынесено не менее 52 (из 78).
Доклад описывает все основные меры виртуального антиэкстремизма. В тексте рассматриваются главные проблемы правового регулирования (действующие нормы и законопроекты) в этой области. Анализируется практика уголовного и административного преследования за интернет-пропаганду.
В докладе приведены подробные данные о том, сколько и за что именно привлекали к уголовной ответственности в Рунете в 2007-2011 гг.
К сожалению, борьба с «киберэкстремизмом» коснулась не только действительно опасных подстрекателей к расовой и тому подобной ненависти, но и многих других, чья вина незначительна, сомнительна, а иногда и вовсе отсутствует. Несмотря на значительный рост числа осужденных за пропаганду в интернете, создается впечатление, что правоохранительные органы занимаются этим в основном «для отчетности».
Антиэкстремистская деятельность в интернете - это обвинение касается не только частных пользователей, но и интернет-СМИ, интернет- и хостинг-провайдеров, учебных заведений, библиотек и т.д. Однако и здесь преследование растет за счет организаций, случайно оказавшихся в поле зрения борцов с экстремизмом, и такое правоприменение выглядит просто бессмысленным.
В итоге получается, что в целом опыт российской правоохранительной практики борьбы с кибервраждой пока назвать успешным никак нельзя.
В основном правоохранители преследуют отдельных случайных людей за какие-то отдельные высказывания или републикации, которых в интернете огромное количество, и потому бороться с ними таким образом нерационально.
При этом в свободном доступе выложены материалы, которые прямо подстрекают к насилию или связаны с реальным применением насилия, такие как «расстрельные списки» или «инструкции по уличному террору» с рассказом как следует расправляться с «врагами». Случаев преследования именно за такую, по-настоящему опасную подстрекательскую деятельность ничтожно мало. Российские ультранационалисты достаточно уверенно и безнаказанно чувствуют себя в сети и координируют свои практические акции с помощью интернета. А большинство российских правоохранителей пошло по пути наименьшего сопротивления и занялось раздуванием антиэкстремистской отчетности за счет преследования малозаметных сетевых публикаций и даже отдельных комментариев. Активность прокуратур в отношении библиотек и школ тоже является примером подмены реальной деятельности ее имитацией.
Хотелось бы, чтобы усилия борцов с экстремизмом в интернете были сосредоточены на том, чтобы обезвредить действительно опасные группы и отдельных людей, практикующих насилие и прямо подстрекающих к нему. А борьбу с репликами на форумах и в социальных сетях или случаями распространения отдельных материалов предоставить общественным организациям и активистам.
С докладом можно ознакомиться на сайте Центра «Сова» по адресу:
http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications/2012/09/d25322/
Комментарии
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: