Гражданское общество vs тусовочки
Сегодня всенародно объявлены лауреаты первой премии им. Егора Гайдара. Труды сыктывкарского историка Михаила Рогачева и выдающийся вклад в экономику Евгения Ясина наверняка по достоинству оценят коллеги, а вот на премии за «вклад в развитие гражданского общества» остановлюсь.
Председателем оргкомитета стал заслуженный демократ Леонид Гозман, премию за гражданское общество вручала Людмила Алексеева, а получила Ольга Романова. За драматической историей супруга госпожи Романовой банкира Алексея Козлова мы долго следили и облегченно вздохнули после его освобождения из ада рукотворного – российских мест заключения. Ольга показала себя отчаянной, бойкой и верной женой. Каждая такая история вселяет малюсенькое и радостное ощущение: «Можем, если захотим, если навалимся». Можем иногда вытащить из тюрьмы. Яну Яковлеву, Светлану Бахмину, Василия Алексаняна, химкинских заложников и Леню Ёбнутого. Правда, пока не можем спасти Таисию Осипову, хотя в пятницу я своими ушами слышал в Заднепровском суде Смоленска, как судья зачитывал выводы брянских экспертов: записи полицейских прослушек к делу и Осиповой не относятся, одна запись предположительно сфабрикована.
Освобождение одного человека из тюрьмы, даже если он сам, как Алексей Козлов, мрачно отзывается о своем дотюремном отношении к миру, – большое благо. Ровным счетом никакого отношения не имеющее к развитию гражданского общества. Через десять лет после обмена Владимира Буковского на Луиса Корвалана в советской тюрьме умер другой выдающийся диссидент Анатолий Марченко. Гражданское общество – это про другое. Вклад в его развитие можно сделать только многолетним служением идее, увлечением тысяч людей, изменением мира. И бабушка российского правозащитного движения Людмила Алексеева знает это лучше нас всех вместе взятых. Так же, как знает Андрея Юрова, создавшего Молодежное правозащитное движение, защитницу Химлеса Женю Чирикову и главного оппозиционного активиста страны Алексея Навального. Знает она пермского уникума Игоря Аверкиева, дерзких и суперэффективных юристов «АГОРы», солдатских матерей и Льва Пономарева.
Увы, в стране нет института репутации, нет института критики, нет профессиональных сообществ. Зато полно кружков, семей, клиентелл. И вручение Алексеевой вместе с Гозманом премии Ольге Романовой - не поддержка в героической борьбе, не поддержка перемен, а роспись в обветшалой бессмысленности опостылевших тусовок. Неприкрытый, так сказать, стыд. Гражданское общество – принципиально иной уровень организации социума.
Комментарии
Сева, а ты про ее Клуб жен предпринимателей знаешь? довольно любопытное сообщество, самоорганизованное, основанное на взаимоподдержке и обмене опытом. они ездят друг к другу на суды, помогают друг другу психологически, юридически, информационно. довольно похоже на ячейку гражданского общества - как защитники леса, дольщики, автомобилисты. или у тебя есть конкретные критерии, по которым Романова со своим Клубом не проходит? поделись, плз. интересно.
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: