Лукашенко предсказуем
Закрыв уголовные дела против нескольких представителей оппозиции, Лукашенко сделал довольно ожидаемый шаг. Особенно ожидаемо это было после того, как отпустили девять не самых значимых оппозиционеров, в числе которых предполагаемые провокаторы, связанные с правоохранительными органами. Также было ожидаемо, что отложат суд по последнему делу по площади, которое должно было вчера рассматриваться, – его перенесли на 28 сентября.
Разгадка одна, и она простая – нет денег. Нет ни кредитов, ни продажи предприятий, поэтому Лукашенко делает то, что умеет делать лучше всего: начинает торговаться со всеми. Он сделал несколько шагов в сторону России, поговорил с Медведевым, понял, что ничего ему по деньгам не обломится на халяву. Теперь он пошел на Запад прогибаться – показывать, что он демократизируется, уходит от России и весь из себя реформатор. Политической воли на реальные реформы нет, поэтому он пытается каким-то образом сделать видимость, что они проводятся.
Вчера он предложил Европе и России вступить в диалог, сесть за круглый или квадратный стол, то есть все укладывается в сценарий 2008 года, когда он отпустил политзаключенных и Европа начала его поощрять разными пряниками. Тогда все думали, что в стране все движется в сторону упрощения ситуации. Сейчас, я думаю, этого будет явно недостаточно ни для России, ни для Европы, ни для каких-то сил внутри страны. А возможностей у Лукашенко теперь гораздо меньше, чем было в 2008-м.
Европа сейчас не так уж занята Беларусью, есть гораздо более людоедские режимы – Ливия, Сирия. В ситуации с Беларусью, я думаю, Европа не хочет остаться в дураках. Очень многие люди в Европе в 2008 году поставили свою политическую репутацию на кон, а Лукашенко их кинул цинично и бессмысленно. Думаю, что для Европы сейчас минимальным условием, при котором она согласится на переговоры, будет не только освобождение политзеков (амнистия, снятие судимостей), но и, возможно, какие-то изменения в законодательстве – отмена смертной казни, отмена 193-й статьи (за деятельность незарегистрированных организаций). Возможно, Лукашенко и отменит что-то не сильно значимое для него, но при этом мозолящее глаза европейцам.
Нельзя сказать, что при этом Лукашенко совсем не рассчитывает на Россию. Он привык брать деньги и ничего не отдавать взамен. А Россия заняла сейчас такую выжидательную позицию, потому что ей выгодно ждать. Время играет в ее пользу. Начинают по каким-то странным схемам передаваться предприятия, считавшиеся народным достоянием. Это самая правильная для России тактика – ничего не делать. Рано или поздно все это само по себе придет в руки.
Я думаю, что примерно в октябре-ноябре, может быть, даже под елочку к Новому году, когда деньги закончатся совсем, источники их появления станут еще более призрачными, торг Лукашенко с Европой пойдет более активно и он начнет выпускать остальных политзаключенных, в том числе тех, что сейчас уже по тюрьмам сидят. Без Европы ему сейчас очень и очень плохо, а будет еще хуже, он вспомнит, что ему обещали кредиты, и начнет делать уступки и шаги навстречу.
Просто ему ведь еще важно и лицо перед народом сохранить. Пускай уже никто не верит в это, но это такой ритуальный танец, который все равно должен быть соблюден. Поэтому нельзя давать сразу все. Должно быть пройти определенное время между этими уступками.
Комментарии
Ну с Россией более, менее понятно. Плод должен созреть и сам упасть в лукошко. Но неужели Запад захочит по второму разу в дураках остатся? Не реально.
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: