Родной язык
«В чем смысл жизни?» - спросили как-то у академика Сахарова. «В экспансии», - коротко ответил великий физик. И он совершенно прав. Хоть с физической, хоть с метафизической, хоть с какой угодно точки зрения. Бесконечное расширение «своего» пространства за счет «чужого» - вот единственное честное стремление всего живого. Как отдельных личностей, так и целых стран и народов. И никакое усложнение человеческой цивилизации, никакая глобализация не отменили этого фундаментального принципа.
На микроуровне это можно наблюдать в тюремной камере, когда невидимое противостояние воль и силы духа немедленно расставляет заключенных согласно естественной иерархии. В результате, те, кто выше, де-факто имеют прав больше, чем остальные. То же происходит на уровне глобальном - борьба за доминирование на планете не прекращается ни на миг. Самая свежие иллюстрации – операция американского спецназа в пакистанском городке Абботабад в ответ на атаку Всемирного торгового центра десятилетней давности и авиаудары НАТО по Ливии.
Но это явные, так сказать, горячие формы борьбы. Существуют, однако, и другие, менее заметные, но от этого не менее эффективные. Одной из таких форм является языковая экспансия.
За последний век более других в этом деле преуспел англосаксонский мир. Передовому отряду человечества удалось-таки навязать свой язык в глобальном масштабе. Голливуд, экономическое преуспевание и победа в холодной войне сделали английский языком международного общения. Не знать английский стыдно. Его учат везде – от России до Китая.
Более отсталые периферийные страны пытаются подражать передовым, хотя и с меньшим успехом. Не имея соответствующего арсенала средств, они используют в основном методы принуждения.
Одна из таких стран - Латвия, член Евросоюза, где на практике действуют законы апартеида. Лишив для начала треть своих жителей права участия в выборах (фиолетовые аусвайсы «НЕгражданина» получили даже те, кто родился в республике), Латвия недавно решила упразднить обучение детей в школах на русском языке. С такой инициативой выступили депутаты Сейма от националистических партий. Они же запустили процедуру референдума по этому вопросу.
Интересно, что единственным, кто осмелился дать бой латышским нацикам, сторонникам этнической однородности, стал Владимир Линдерман, известный читателям ныне запрещенной газеты «Лимонка» как «Абель». Основав вместе с товарищами общество «Родной язык», он в ответ инициировал процедуру референдума о признании русского языка вторым государственным.
Не вдаваясь в технические детали, скажу, что Линдерман попал в точку. Будущий референдум сплотил русскоязычное меньшинство Латвии. Ради успеха кампании Абель со товарищи даже отказались от заманчивого предложения умеренной «прорусской» партии ЗаПЧЕЛ баллотироваться в Сейм по их спискам.
«Я хочу, чтобы «За родной язык» стало как бы церковью, которая всех объединяет. …нам люди деньги жертвовали. И я почувствовал, что для них язык — это сакральное. На партии жертвуют в основном с желанием получить потом какую-то выгоду от своих депутатов. А на язык — бескорыстно», - объяснил он ситуацию.
В результате активности Линдермана нацики дали заднюю. Отступили. Общество испугалось возможного противостояния. Похоже, что обучение в школах на русском языке удалось отстоять.
Неудивительно, что по итогам столь блестящей кампании группа редакторов и журналистов латвийских СМИ выдвинула Линдермана как председателя общества «Родной язык» на получение премии имени Макса ван дер Стула, которая вручается каждые два года за защиту прав национальных меньшинств в странах ОБСЕ. В 2003 году ее присудили Латвийскому центру прав человека и этнических студий, в 2005-м российскому обществу Мемориал, в 2007-м – Центру прав цыган в Европе, в 2009-м – Центру интеграции и развития Крыма.
Сам Линдерман по этому поводу не испытывает иллюзий. «Я отдаю себе отчет, что вероятность получения мною премии невелика. В Европе по отношению к правам русских жителей Латвии по-прежнему сохраняется подозрительность и двойные стандарты», - уверен политик. Тем не менее, он считает, что уже сам факт выдвижения важным шагом на пути получения русским языком конституционного статуса.
Показательна и реакция нациков. Так, министр культуры Латвии Сармите Элерте («Единство») заявила: «Латвия наслышана о провокациях Линдермана. Но, так как русский язык здесь никогда не станет государственным, его шансы получить эту серьезную премию – как у зайца увидеть свои уши».
Я же говорю, борьба за доминирование на планете не прекращается ни на миг….
Комментарии
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: