Иное все же дано
В конце лета будет двадцать лет попытке осадить перестройку советского режима, в конце года - двадцать лет роспуска ССCР, сведения его к одной Российской федеративной республике, уже не именуемой социалистической. У нас, мол, теперь капитализм, рынок и демократия. Не та экономика, что была, не та политика. Но и двадцать лет спустя – это вранье. Объявили одни перемены, а произошли совсем другие.
Объясняют это тем, что капитализм и либерализм чужды России по природе. Потому и западные порядки ей навязать не удалось. Дескать, Россия – это вам не Запад. Звавшие себя либералами пошумели, но большей частью пошли прямо во власть, а частично с ней сотрудничают, изображая оппозицию. Россия, мол, живет по особой Русской Системе, где что-то значит только власть как таковая.
На деле еще Киевская Русь отличалась от западноевропейских княжеств немногим больше, чем они друг от друга. Хоть она и возникла поздней государства франков, но поддерживала отношения с Восточной Римской империей – Византией - и тоже переняла там христианство и многое другое. Повлияло на русскую жизнь и монгольское иго, длившееся четверть тысячелетия, но арабы еще дольше владели Испанией, европеизм и капитализм которой никто не отрицает.
Да и западные буржуазные революции и тамошние либеральные общества - не явления природы. Жестоких самодуров на тронах и там было хоть отбавляй. Против них там боролись, но и у нас тоже. Просто на Западе феодальная реакция в борьбе отступила, а у нас взяла верх.
Но прояснить, почему так случилось, мешает гордыня. Проще рассуждать об особой Русской Системе, чем объяснить успех феодальной реакции. Вера в то, что власть всемогуща и, если беспощадна, пересилит законы природы и общества, у нас господствует. Ленин, враг царизма, не видел лучшего способа пресечь его зло, чем взять еще больше власти. Его манил не социальный компромисс, как в XIII веке графа де Монфора, создателя английского парламента, и не массовое сопротивление, как в ХХ веке Ганди в никак не западной Индии.
Но миф о всесилии власти, и малой долей которой ни с кем не следует делиться, создал не Рюрик и не Ярослав Мудрый. Он возник с обращением русского национального государства в империю, строившуюся иначе, чем западные. При Иване III с 1480 года Москва уже не зависела от монголов, а при его сыне Василии объединила все русские земли. Русь Ивана III тоже не очень отличалась от Запада, где не все государства еще были национальными. Колумб отплыл в Индию и открыл Америку через десять с лишним лет после стояния на Угре.
Но внук Ивана III, Иван Грозный, первым принявший царский титул, взял в 1552 году Казань, в 1556-м Астрахань, а в начале 1580-х Ермак покорил Сибирь. Через сто лет после обретения независимости русское национальное государство несказанно выросло, и тут стали складываться особенности, ощутимо его потом изменившие. Вводились заповедные лета, в которые даже в Юрьев день запрещали крестьянский переход от одного барина к другому. А потом и этот день отменили, и феодальная зависимость, слабевшая в Европе, обратилась у нас в крепостное право.
И колониальные захваты, с конца XV века тоже проводившиеся не одной Россией, у нас понимались не как распространение своей власти на чужие земли, а как их включение в состав своей, отчего национальное государство становилось все менее национальным, не столько следуя своей природе, сколько ей переча.
Не то чтобы испанцы или англичане не создавали империй или были милосердней - отличие России в том, что в ее империи не было метрополии. А ее колонии не считались колониями. Всю империю целиком выдавали за национальное русское государство. А в нем была закрепощена половина титульного народа, что и создало впрямь особую ситуацию, поныне любезную власти. Любезную тем, что она расколола русский народ.
Меньшинство, хоть не такое малое, имело от империи личные выгоды. Но закрепощенному (а в советские годы – лишенному паспортов) большинству было не лучше, чем покоренным, да оно еще должно было первым за эту империю умирать. Русская империя обратила в рабов русский народ. В Европе так не было. Вот и спутались у нас понятия.
После августа 1991-го и роспуска СССР нашу ужавшуюся империю опять выдают за национальное государство. Уже хотят уничтожить этнические автономии. Но без тоталитаризма тут не обойтись - не только потому, что восстанут «инородцы», но и потому, что уйдет обоснование неравноправия меж русскими, уже нередко размышляющими, кто их покорил. До 1917-го кажется, что помещики, говорившие по-французски, а ныне – москвичи и питерцы.
Александр II, освободив крестьян и создав отличную судебную систему, дал возможность развития, но не уберег страну от революций и крушения. Увы, и при нем монархия не стала конституционной, не возникли представительные органы, пусть сперва неравноправные, но позволяющие публично и мирно разрешать нараставшие противоречия, не вынуждая людей идти с иконами к царю на Дворцовую. Империя неспособна предложить ненасильственные методы разрешения социальных противоречий. Вот многим и кажется, что Россия обречена. А обречена империя. Если русское национальное государство из нее выйдет, оно спасется.
Это спасение не просто в свободных выборах. Им нынче мешают не одни «подсчеты». Власть над информацией не дает различить тех, кого стоит выбирать. А выбирать могут только свободные выбирать. В империи это невозможно. Наивны мечты уговорами осадить царскую волю. Псевдолиберал Чубайс сулит «либеральную империю» - но это оксюморон, сочетание несочетаемого, миф, не более достоверный, чем коммунизм. А настоящему либералу близок антиимперский демократический национализм покоренных народов, но ему близок и антиимперский национализм титульных крепостных, которых империя гонит покорять другие народы. То есть русский демократический антиимперский национализм.
У нас нет свободных дискуссий, и слова теряют свои значения. Понятия «левый» и «правый» в ходу с точностью до наоборот, поперек их историческому смыслу. Имперскую претензию править другими у нас считают национализмом. Извращено и понятие «либерализм». А смысл его не в том, чтобы уберечь тоталитарную власть от разлада со здравым смыслом, чего, возможно, хотел, служа Путину премьером, Касьянов, а в том, чтобы служить не царю, а отечеству.
Первое дело российского либерализма - избавить русских от обязанности силой держать покоренные народы. Проблема даже не столько в том, что это 20% населения, сколько в том, что большая их часть живет в областях векового расселения и вертикаль на них там давит, а они вправе сами решать, как им жить. Неплохо бы, если в союзе с Россией, но с правом выйти, если мы его нарушим. Увы, наша имперская власть не может свои обязательства не нарушать.
В национальном русском государстве отпадет нужда в обильном применении силы, не будет оправдания несметным внутренним войскам и гигантским силовым органам. Там русская власть не сможет быть независимой от русских и бездумно убивать. А империи без силовиков не выжить. Оттого освободиться от нее России еще важней, чем Чечне. Ведь в условиях свободы она выиграет быстрей. Как выиграла Германия без гитлеровских завоеваний.
Комментарии
экую г-н Карп нарисовал утопию!
В национальном русском государстве отпадет нужда в обильном применении силы, не будет оправдания несметным внутренним войскам и гигантским силовым органам.....
Ага! отпадет! сама собой ..... исчезнут "рабы ОМОНа", кормящиеся с дороги ГИБДДун-пилицийские, жемчужные прапорщии-"хорькодавы" .....
Сам же пишет в первой части русская империя поработила в первую очередь свой же собственный народ ....
А "не титульные" (коробит, но стиль автора) одни загноблены давно, другие вино хлебное вкушают во вполне русских количествах, а третьи.... как академик в шлепанцах, фактически получают дань с федералов и живут по своим правилам ...
А есть еще и вовсе черные дыры в ткани бытия типа гордой независимой город`ы Цхинвалы, плюс Лениным там чего то накак`ан ....
Кто ж от такой халявной вкуснятины в независимость побежит?
"Кто ж от такой халявной вкуснятины в независимость побежит?"
Ну о Кавказе разговор отдельный, а вот коренные народы Севера на землях которых находятся практически все полезные ископаемые вполне бы могли убежать.
Но кто же им даст это сделать?
Поэтому и Кавказ держат и кормят позволь одним тут же и другие со со своими предложениями о суверенитете нарисуются.
А это смерть не только империи, но и московской монархии.
Либерализм по Карпу
"Извращено и понятие «либерализм». А смысл его ... в том, чтобы служить ... отечеству."
'
Как-то я не сразу готов с этим согласиться. Почему-то мне в контексте ценностей либерализма более фундаментальным видится понятие личности и её, личности, неотъемлемых прав.
не надо нам никакой русской национальной
с
что тоже сами по себе исчезнут когда "расстраивающие нас республики" вдруг захотят выйти из состава Вяликой Каленоразогнутой?
нас не республики расстраивают а поведение отдельных молодых уроженцев этих респблик.
"Русская империя обратила в рабов русский народ. В Европе так не было."
Полностью согласен.
Рабы с вбитыми в голову имперскими гвоздями.
Раб ненавидит всех тех у кого голова ими не пробита.
В северной Корее народ подобный, ненависть ко всему окружающему и верность собственным тиранам.
Такие народы не могут вызывать ни уважения, ни сострадания.
1. До 12 в н.э. развитие Руси не отличалось от развития западноевропейцев: складывалась точно такая же феодальная структура общества. А вот потом произошёл резкий сдвиг в сторону азиатской тирании, и это было связано с разрушением кочевниками прежних центров (Киев, Владимир, суздаль) и возвышением Москвы.
2. Идея "русской республики" - неадекватна. Объединение руссконаселённых областей РФ в какую-то новую структуру не даст ничего кроме появления ещё одного этажа прожорливой бюрократии. существующие проблемы следует решать путём предоставления государственной независимости всем северокавказским автономиям.
афтор отметил только одну сторону - сторону рабов, но ведь есть еще другая нехилая сторона - рабовладельцы, и эта сторона определяет нам, как жить, так как и винтовка и пряник - у них. Так ли уж осенены эТи, другие? Ну, предположим, оНи "работают на галерах" за идею, чтобы Россия, вперед. Но, как-то не вяжется. Лучше назвать эту власть Распутинбаевщиной, и все становится на места. Коррупционеры - это зажравшиеся, зарвавшиеся маленькие засланцы. Они возомнили себя богами, то есть берут все, что хотят, и уже счет идет на триллионы, а им все мало, и им надо, чтобы ВСЕ молчали, глядя, как они воруют, а еще лучше, чтобы радостно кивали, улыбались, и кричали, - мы тебя любим, Распутинбаев-батюшка! И чтобы подставляли свои зады.
афтор тут вот, походя, пнул либералов, что, мол, хотя они и в оппозиции, зело хорошо работают в России, а следовательно помогают власти. Что может быть кощунственней этих слов? Что афтор предлагает либералам? Уехать? Или не работать, а жить на природе, что та родит? И, чтобы детей своих и жен, и мужей, ф топку? Или афтор предлагает иМ взять винтовки и, как ворошиловский стрелок?
Все будет хорошо!
ведь есть еще другая нехилая сторона - рабовладельцы
рабовладельцы в России - это порождение рабов, это худший вид рабов
по национальному вопросу. В нашей Конституции национальный вопрос, я верю, прописан правильно. Хочешь, работай сиди. Не хочешь - сиди не работай. Другое дело, когда Распутинбаев-старший родил распутинбаева младшего, и поощрительно его спонсирует из нашего бюджета, чтобы иМ всеМ было легче, брать из казны. Теперь уже и там народу велено кричать, - мы тебя любим, распутинбаев-младший. Международный аэропорт, международный курорт, а нужно будет, построим международный финансовый центр, что еще нужно народу для счастья? Коммунизм может быть не только в отдельно взятом городе Москве. Так и видится, что все вместе танцуют джигу, на Красной площади. Мафия бессмертна! Ну разве эТо - не идилия?
Опять спекуляции. Нет оснований считать, что до XIX века русские были закрепощены больше англичан, к примеру. Лишь в XIX началось структурное отставание. Притом и это, конечно, условно: в чем-то лучше, в чем-то хуже.
Послевоенная история Германии была хороша тем, что уже не было кровавых потрясений. Говорить, что немцы стали счастливей - все равно, что считать пенсионера 70-х годов (в смысле, с нормальной пенсией) счастливее молодого.
Вам про крепостное право в школе не рассказали?
Вы регулярно удивляете форум вашими смелыми заявлениями на манер того. что в Японии нет пенсий...
some corrections
Очень разумная статья!
Только у меня поправка насчет феодализма - не такое уж и отрицательное явление, в исторической перспективе. cf. работы Walter Ullmann'а.
Участник феодальной системы считал себя свободным агентом и был готов дратся за свои права. Даже против своего сеньора. Особенно против него.
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: