Тройное наказание
1 июля 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Новым административный надзор назвать нельзя: это хорошо забытое старое. Поднадзорные были у нас и в царской России, и в советской. До 1 января 2010 года считался действующим указ о надзоре, принятый Президиумом Верховного Совета СССР в 1966 году. Но действовал он в четверть силы, так как устарел и не вписывался в конституционное поле.
Вернуть себе поднадзорных милиция очень хотела. Добивалось этого и тюремное ведомство. Закон шел тяжело, но в конце концов объединенные усилия двух мощных лоббистов – МВД и ФСИН - взяли верх. Через пару месяцев к задержанным, подозреваемым, обвиняемым, осужденным, каковых в РФ миллиона два, прибавятся многочисленные поднадзорные.
В конце 2008 года мы уже писали об этой инициативе, заново, после неудачной первой попытки, внесенной тогда в Государственную думу (в оценочной части наш комментарий к законопроекту применим и к принятому закону). Когда в 2010 году в УК появилось новое дополнительное наказание – ограничение свободы, по своему характеру идентичное надзору, - казалось, этого хватит. Но поскольку ограничение свободы применяется судом при вынесении приговора и может быть назначено не по всем тяжким и особо тяжким преступлениям, уголовно-исполнительная система и полиция не увидели в нем никакой для себя пользы.
По новому закону административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел «наблюдение за соблюдением» лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод (свободы передвижения, выбора места жительства, неприкосновенности жилища и т.п.), а также за выполнением определенных обязанностей (регулярная, до четырех раз в месяц, явка в полицию).
Административный надзор налагается на следующие категории бывших заключенных с непогашенной или неснятой судимостью:
1) отрицательно характеризующихся (не желающих "встать на путь исправления") освобождаемых лиц из числа осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления и за преступления против несовершеннолетних (кроме сексуальных преступлений);
2) всех, независимо от характеристики, освобождаемых, если они осуждены при опасном или особо опасном рецидиве или за преступления за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
Бывшие осужденные за преступления первой группы, если они не были признаны злостными нарушителями и не получили надзор при освобождении, могут получить его в случае совершения в течение одного года двух и более административных правонарушения против порядка управления (вроде неповиновения полиции), посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (например, мелкое хулиганство) и на здоровье населения и общественную нравственность (употребление наркотиков и др.).
Таким образом, тюремщики и полиция получили мощный инструмент контроля поведения, управления и манипулирования.
Административный надзор есть не что иное, как повторное наказание, налагаемое на ранее его отбывших не за новое преступление или правонарушение, а за неправильное поведение. Для многих, получивших по приговору суда дополнительно к реальному сроку ограничение свободы, административный надзор становится по сути третьим наказанием. И длиться оно может до шести или восьми лет, то есть в течение всего срока судимости по тяжким и особо тяжким статьям.
Одновременно Федеральным законом № 66-ФЗ внесены изменения в УК, ГПК, УПК, УИК и КоАП.
УК дополняется статьей 314-1, карающей поднадзорного за неприбытие в определенный срок без уважительных причин к избранному им месту жительства, а равно за самовольное оставление места жительства. За это назначаются до года лишения свободы. При этом никого не волнует, будет ли у отсидевшего человека работа и что у него с семьей.
В замкнутый круг административного надзора попадают в первую очередь наркозависимые, освобождающиеся из колоний по отбытии срока по части второй статьи 228 УК (не связанные со сбытом хранение, изготовление, перевозка в так называемом особо крупном размере), по статье 228-1 УК (производство, сбыт и другие действия, связанные со сбытом). Продолжая употреблять запрещенные вещества (ведь никакого действенного лечения в колониях не бывает), страдающие зависимостью будут привлекаться к ответственности за правонарушения, посягающие на здоровье населения, и планомерно направляться по знакомому им маршруту. Люди, нуждающиеся в медико-социальной реабилитации, вернутся в колонии.
Для упрощения этого круговорота закон наделяет сотрудников органов внутренних дел правом в то время суток, когда поднадзорному будет запрещено судом пребывание вне дома (квартиры), беспрепятственно входить в его жилище. Ни судебного решения, ни даже санкции прокурора на это не потребуется. То, что в квартире кроме поднадзорного проживают люди, которых не за что лишать неприкосновенности их жилища, законодателя не волнует.
Вдобавок ко всему закон имеет обратную силу. Хотя по Конституции закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, Конституция отдыхает. По заявлению полиции суд будет ставить под надзор всех отбывших наказание при опасном или особо опасном рецидиве с непогашенной судимостью. Особо опасный рецидив — звучит угрожающе. А на самом деле это такие же люди, как вокруг вас на работе и дома.
Комментарии
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: