в блоге Поздравление политзаключенным

Vip Валерий Балаян (в блоге Свободное место) 30.12.2010

222

С большой признательностью к «Граням» присоединяюсь к поздравлениям всем политзаключенным России, Белоруссии и всего постсоветского пространства, где по-прежнему ломают человеческие судьбы и где испытывают ужасные страдания невинные души лучших людей этой несчастной географии.

Как известно, все главные слова давно сказаны до нас. Поэтому я выбрал эти пять отрывков из письма Петра Чаадаева, написанные 180 лет тому назад. Их написал человек, объявленный властями сумасшедшим. Никто уже не помнит имен тогдашних лукашенок, данилкиных и путиных, которые глумились и распинали лучшего мыслителя своей эпохи. Но его слово и его имя пережили все и вошли в духовное и культурное наследство человечества.
Читайте его, друзья!

"...В жизни есть известная сторона, касающаяся не физического, а духовного бытия человека. Не следует ею пренебрегать; для души точно так же существует известный режим, как и для тела; надо уметь ему подчиняться.. Одна из наиболее печальных черт нашей своеобразной цивилизации заключается в том, что мы еще только открываем истины, давно уже ставшие избитыми в других местах и даже среди народов, во многом далеко отставших от нас. Это происходит оттого, что мы никогда не шли об руку с прочими народами; мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода.

...Взгляните вокруг себя. Не кажется ли, что всем нам не сидится на месте. Мы все имеем вид путешественников. Ни у кого нет определенной сферы существования, ни для чего не выработано хороших привычек, ни для чего нет правил; нет даже домашнего очага; нет ничего, что привязывало бы, что пробуждало бы в вас симпатию или любовь, ничего прочного, ничего постоянного; все протекает, все уходит, не оставляя следа ни вне, ни внутри вас. В своих домах мы как будто на постое, в семье имеем вид чужестранцев, в городах кажемся кочевниками, и даже больше, нежели те кочевники, которые пасут свои стада в наших степях, ибо они сильнее привязаны к своим пустыням, чем мы к нашим городам.

...У каждого народа бывает период бурного волнения, страстного беспокойства, деятельности необдуманной и бесцельной. В это время люди становятся скитальцами в мире, физически и духовно. Это — эпоха сильных ощущений, широких замыслов, великих страстей народных. У нас ничего этого нет. Сначала — дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, — такова печальная история нашей юности. Этого периода бурной деятельности, кипучей игры духовных сил народных, у нас не было совсем. Эпоха нашей социальной жизни, соответствующая этому возрасту, была заполнена тусклым и мрачным существованием, лишенным силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства.

Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя… ...Исторический опыт для нас не существует; поколения и века протекли без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили. С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь.

...Но тем еще более удивительно влияние христианства на общество в целом. Разверните вполне картину эволюции нового общества, и вы увидите, как христианство претворяет все интересы людей в свои собственные, заменяя всюду материальную потребность потребностью нравственной и возбуждая в области мысли те великие споры, каких до него не знало ни одно время, ни одно общество, те страшные столкновения мнений, когда вся жизнь народов превращалась в одну великую идею, одно безграничное чувство; вы увидите, как все становится им, и только им,— частная жизнь и общественная, семья и родина, наука и поэзия, разум и воображение, воспоминания и надежды, радости и печали. Счастливы те, кто носит в сердце своем ясное сознание части, им творимой, в этом великом движении, которое сообщил миру сам Бог.

В картине, открывающейся моим глазам с этой высоты, — все мое утешение, и сладкая вера в будущее счастье человечества одна служит мне убежищем, когда, удрученный жалкой действительностью, которая меня окружает, я чувствую потребность подышать более чистым воздухом, взглянуть на более ясное небо".

Петр Чаадаев
Некрополь*, 1-го декабря 1829 г.

*«Некрополь» — подразумевается Москва как «город мертвых».

Поздравить с Новым годом российских и белорусских политзаключенных


Материалы по теме
31.12.2010 в блоге Лев Левинсон: Поздравляем всех узников →
30.12.2010 в блоге Наталья Пелевина: Новогоднее поздравление →
30.12.2010 в блоге Павел Литвинов: Поздравление политзаключенным →
30.12.2010 в блоге Нина Катерли: Новогоднее поздравление →
29.12.2010 в блоге Александр Гурьянов: Поздравление политзаключенным →
29.12.2010 в блоге Максим Громов: Поздравления политзекам →
29.12.2010 в блоге Владимир Войнович: Ирине Халип →
29.12.2010 в блоге Александр Винников: Поздравление политзаключенным →
29.12.2010 в блоге Сергей Арутюнов: Пожелания политзекам →

Комментарии

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: