Кажинный раз
Не счесть, сколько раз обрывались переговоры о мирном сосуществовании арабов и евреев в Палестине. Еще при английском, еще даже при турецком правлении. После решения ООН 1947 года о разделе Палестины на еврейское и арабское государства на смену переговорам пришел призыв «Сбросим евреев в море!». Многолетний руководитель палестинских арабов Ясир Арафат в 1988 году согласился на существование отдельного арабского государства и к 1993 году, уже после распада СССР, установил отношения с Израилем. На заселенных арабами территориях, оккупированных Израилем в ходе сопротивления попыткам сбросить его в море, устроили арабскую автономию. Но так и не создали двух независимых государств.
Евреи строили на оккупированной территории поселения, а арабы выдвигали условием соглашения и даже самих переговоров приостановку их строительства и ликвидацию. Наряду с возвращением на территорию Израиля всех арабов, ушедших оттуда по призыву арабских стран в 1948 году, с родившимися тем временем детьми, внуками и правнуками, ликвидация поселений была и остается непременным условием арабской стороны. Ариэль Шарон пошел ему навстречу и, выводя из сектора Газы израильские войска, силой удалил и поселения. Власть в секторе перешла к движению ХАМАС, которое не признает права Израиля на существование и добивается, чтобы вся Палестина была арабской.
После более чем шестидесятилетнего противостояния позиции сторон не слишком изменились. Не только те, кто все еще отрицает право Израиля на жизнь, но и как бы его признающие требуют удаления евреев с территорий, которые войдут в арабское государство. Оно должно быть "юденфрай", как говорили немецкие национал-социалисты, - чистым от евреев. Понятно, что расизм находит поддержку у крайне левых в Европе. Но, к сожалению, в перевернутом виде схожая позиция находит поддержку и среди правых в Израиле, где уже говорят, что он должен быть исключительно еврейским государством. Завести два национальных заповедника, при том, что на это Америка не жалеет сил, видимо, можно. Но думать, что это послужит примирению, могут разве что Обама и Клинтон.
На земле, где евреи и арабы жили много веков, нынче нет иного пути к миру кроме создания двух государств. Одного еврейского, другого арабского. Граница между ними, разумеется, должна установиться с учетом пожеланий жителей. Возможны обмены территориями между Израилем и нынешней автономией. Но это не единственное достойное внимания соображение. Только если в еврейском государстве будут жить и равноправные с большинством жителей арабы, как оно и было покамест, а в арабском – равноправные с большинством евреи, что кажется сегодня невероятным, на деле начнется движение к взаимопониманию и миру. При переговорах нелепо исходить из того, что лишний дом в поселении закрепляет землю за Израилем. Фактические действия решают дело лишь там, где переговоры показные.
Ариэль Шарон, к сожалению, упустил важную возможность. Выводя войска из сектора Газы, ему не надо было силой уводить желавших остаться на свой страх и риск и поддерживать мирные отношения с мирными арабскими соседями. Кстати, и повседневная жизнь соседей стала бы лучше. И, возможно, верх там взял бы не ХАМАС. Опыт не произведен. А сразу стало бы видно, кто хочет мира, а кто нет.
Комментарии
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: