Иванов: Минобороны будет публиковать данные о гибели военных
Вся информация о гибели российских военнослужащих будет публиковаться на официальном сайте Минобороны, заявил во вторник Министр обороны Сергей Иванов. Об этом сообщает Gzt.Ru со ссылкой на Интерфакс.
"Мною принято решение сделать впервые доступной всю информацию о случаях гибели военнослужащих, в том числе в ходе боевых действий", - сказал Иванов после встречи с уполномоченным по правам человека в России Владимиром Лукиным.
По словам Иванова, это делается, "чтобы исключить кривотолки" и в доказательство того, что его ведомство "не собирается лакировать действительность".
"Каждый командир любой воинской части будет заранее знать: если, не дай Бог, в его части произойдет такое происшествие, то об этом будут знать все", - подчеркнул Иванов.
Во вторник Иванов и Лукин подписали меморандум о взаимодействии омбудсмена и Минобороны России в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан.
"Успешное решение задач, связанных с модернизацией Вооруженных Сил, укреплением законности и правопорядка в войсках и на флоте невозможно без создания эффективной системы гражданского контроля над положением дел в армии и во флоте. Такая система в своей основе уже существует", - сказал Иванов. Он отметил, что за подписанием меморандума последуют и практические шаги.
В свою очередь, Владимир Лукин отметил, что инициатива подписания меморандума является встречной. "Минобороны активно сотрудничало с нами", - сказал Лукин. По его словам, конкретная работа уже началась, и он передал министру специальный доклад по вопросу, связанному с призывом на военную службу. Лукин подчеркнул, что этот доклад - "результат многонедельной, даже многомесячной работы". По его словам, не все согласны с выводами доклада, "но мы найдем форму, чтобы обсудить все вопросы в максимально конструктивном духе".
По словам Лукина, также в ходе встречи с министром обороны была достигнута договоренность о совместных инспекциях по вопросу состояния дел с правами человека в различных гарнизонах. "Этот план предложен, его дорабатывают, и скоро мы начнем его реализацию", - сказал Лукин. Он отметил, что с некоторыми силовыми ведомствами уже ведется подобная работа и она приносит хорошие результаты.
Комментарий
В железной армейской конструкции место для омбудсмена вроде бы есть. В былые времена с этой функцией справлялся хороший замполит. Сегодня защищать права человека в военных условиях должен заместитель командира по воспитательной работе. Но это в теории. На практике все определяется личностью командира. Одно слово – единоначалие. Поэтому и меморандум, подписанный Ивановым и Лукиным, не более чем пиар-акция. Лукин может поставить галочку против Минобороны. Иванов – против уполномоченного по правам человека. Проехали.
И дело тут на этот раз не в министре обороны. И тем более не в Лукине – "пианист играет как умеет". Просто армия - это такой механизм, где без четко прописанной вертикали ничего с места не сдвинется. Благие намерения Иванова и Лукина могут материализоваться только в одном случае: если в Вооруженные силы будет встроен институт омбудсменов – на уровне, скажем, от полка и выше. С подчинением уполномоченному по правам человека. И без какой бы то ни было зависимости от Министерства обороны. Полномочия прописать в федеральном законе, и в воинских уставах закрепить. Но Иванов и Лукин люди не мечтательные, твердо стоят на земле. Потому и ограничились меморандумом.
Единственное практическое последствие этой знаменательной встречи - решение министра публиковать в Интернете данные о потерях (боевых и небоевых) в Вооруженных силах. А ведь всего год назад главный официальный толкователь чеченской войны генерал Шабалкин гордо заявлял: "У нас в штабе никогда не сообщают о потерях федеральных войск. Это, если хотите, кредо, и нарушать я его не намерен". Неужели придется это самое кредо нарушить?
Дословно
Сергей Иванов
Эта информация будет размещаться на официальном сайте Минобороны в сети Интернет и будет обновляться ежемесячно. Это делается, чтобы исключить кривотолки. Министерство обороны не собирается лакировать действительность. Мы осознанно пошли на этот беспрецедентный шаг. Надеюсь, спекуляций по поводу уровня преступности и происшествий в вооруженных силах станет меньше. Теперь все граждане и общественные организации смогут воспользоваться этой информацией и сверять свои данные с официальными данными Минобороны.
Интерфакс, 21.06.2005
Илья Шабалкин
У нас в штабе никогда не сообщают о потерях федеральных войск. Это, если хотите, кредо, и нарушать я его не намерен.
Время новостей, 24.08.2004
Статьи по теме
Наступление министра обороны
Сергей Иванов начал спецоперацию против Главной военной прокуратуры. Поводом послужили нелицеприятные высказывания главы ГВП Александра Савенкова о состоянии дел в армии и о деле Ульмана, в котором Иванов занял сторону присяжных. Теперь, как полагает обозреватель "Граней", у Савенкова нелегкий выбор: бороться с Минобороны или взять под козырек. Причем бороться с чекистом Ивановым - дело сейчас безнадежное.
Крик вопиющего в Чечне
Северо-Кавказский окружной военный суд, следуя вердикту присяжных, оправдал капитана Ульмана и его подчиненных, убивших шестерых мирных граждан Чечни. Госсовет ЧР выразил протест против этого решения: даже пророссийские власти требуют наказать убийц и защитить права жителей республики. Впрочем, такого рода конфликты между официальным Грозным и Москвой уже случались...
Судные дни Министерства обороны
Главная военная прокуратура подготовила справку "О практике рассмотрения военными судами жалоб и исков военнослужащих". Из этого служебного документа, которым располагают Грани.Ру, следует, что военные стали обращаться в суд в 50 раз чаще, чем десять лет назад. Рекордным был 2001 год – правду в суде искал каждый шестой военнослужащий. В 2002 году с Минобороны судилось более 150 тыс. человек - десять дивизий полного состава. И 85% жалоб и исков были удовлетворены.
Что это – новый вид самообороны защитников отечества от своего отечества?
Есть и такая профессия - имущество расхищать
Борис Грызлов, основоположник жанра театрализованного исполнения служебных обязанностей, видимо, растревожил и Сергея Иванова. Сегодня в Минобороны наблюдается всплеск борьбы со своими "оборотнями в погонах". Речь идет, строго говоря, о заурядных расхитителях, махинаторах и растратчиках. В армии недостатка в этом контингенте никогда не было. Но нынче возникла нужда в выоскопоставленных "оборотнях". И в Генштабе составляются черные списки. Однако тем, кто несет главную ответственность за разгул хищений, похоже, ничего не грозит.