Сергей Иванов: Боевая подготовка Вооруженных сил пока не на уровне
В среду министр обороны России Сергей Иванов заявил, что боевая подготовка Вооруженных сил страны находится "пока еще не на должном уровне", передает РИА "Новости". Министр сейчас наблюдает за учениями "Мобильность-2004" на полигоне "Сергеевский". По словам министра, эти проблемы не решены из-за нехватки денег. Так, в текущем году на боевую подготовку Вооруженных сил выделено только 16% военного бюджета.
После краткого разговора о проблемах армии Иванов перешел к описанию ее задач. По словам министра, российские войска тренируют "как для борьбы с терроризмом, так и для борьбы с условным противником". "Здесь особо важно, чтобы все силовые структуры тесно взаимодействовали в единой цепи и чтобы каждое звено было полностью отмобилизовано, умело выполнять свою задачу", - заявил министр. Однако, по его словам, "бороться подразделениями постоянной готовности с классическим тероризмом - это все равно, что бороться молотом с комарами".
Кроме того, министр рассказал о других учениях, которые проводят российские военные. "В прошлом году мы провели учения всей военной организации государства по отстаиванию российских интересов на море, по защите морских транспортных коммуникаций. Сейчас же Минобороны проводит учения с использованием различных частей сухопутных войск, ВДВ и флота", - сказал он.
Комментарий
Военные жалуются на нехватку денег постоянно. Последнее время они делают это параллельно с выражением благодарности Владимиру Путину за увеличение расходов на оборону. То есть с одной стороны - глубокая неудовлетворенность, с другой - нескрываемая радость и признательность за заботу.
Сергей Иванов, рапортуя в октябре прошлого года президенту о счастливом завершении военной реформы, отметил "серьезный рывок в улучшении качества боевой подготовки": выросло количество учений и мероприятий боевой подготовки, расходы на "бэпэ" возросли в 2,2 раза, тенденция укрепляется, а в проекте бюджета на 2004 год "на развитие системы боевой подготовки планируется направить около 16% всех средств". Потом министр и его ведомство с удовлетворением приняли основные показатели проекта оборонного бюджета-2004. Во всяком случае, г-н Иванов нигде публично эти показатели не охаивал. Представители МО если и пытались как-то через депутатов нарастить некоторые цифры военных расходов, то делали это тайком, с большой опаской, ибо с приходом в Кремль Путина военному ведомству и его чинам было предписано неукоснительно поддерживать правительственные (читай - президентские) законопроекты.
За всеми этими узорами дворцового этикета нетренированному глазу невозможно рассмотреть главное: развивается национальная оборона или деградирует, на дело идут бюджетные средства или распыляются на бессмысленное латание дыр? Иванов громогласно заявляет: "Мы смогли существенно повысить боеготовность и боеспособность Вооруженных сил", "качественное состояние наших Вооруженных сил значительно отличается от того, что было три-четыре года назад". Он также демонстрирует адекватное понимание того, что "войскам в большинстве возможных вооруженных конфликтов будет противостоять противник, чаще всего состоящий из разнотипных формирований, активно применяющий тактику партизанских и диверсионно-террористических действий". Всем должно быть очевидно, что налоги, собираемые на содержание армии, граждане платят не зря. Но вот случается Ингушетия - и министр обороны, все тот же Сергей Борисович Иванов, нехотя, но все-таки публично признает: нет, не тот еще уровень подготовки вверенных ему войск. И уже те 16%, что так радовали глаз министра осенью прошлого года, теперь вызывают у него едва ли не возмущение.
Между тем еще задолго до ингушских событий было ясно, что военная система страны представляет собой громоздкую, дорогостоящую, неповоротливую конструкцию, каждый из элементов которой не сопряжен с соседним. Оттого милиционеры погибали сами по себе, пограничники защищали только себя, а армейцы лишь усилили охрану по периметру войсковых частей. Кстати, и по этому поводу найдется цитата из Иванова: "Сформирована и отработана система взаимодействия с другими силовыми структурами страны, в которой Вооруженные силы играют центральную роль". "Центральная роль" обязывает быть и главным ответчиком, если что. Но это г-ну Иванову уже точно не грозит.
Сергей Борисович любит повторять изречение китайского военного теоретика Сунь-цзы: "Величайший полководец добивается победы, не сражаясь". Наверное, эта парадоксальная мысль нравится Иванову тем, что подтверждает его собственное жизненное наблюдение: можно быть благополучным министром обороны, ничего для этой обороны не делая.
Дословно
Сергей Иванов
(О росте качества боевой подготовки)
За последнее время сделан серьезный рывок в улучшении качества боевой подготовки. Количество учений и мероприятий боевой подготовки в 2002 году по всем видам Вооруженных Сил превышает соответствующие показатели 2001 года, а удельные расходы на боевую подготовку возросли в 2,2 раза. По результатам 9-и месяцев 2003 года данная тенденция еще более укрепилась. В проекте бюджета Министерства обороны на 2004 год на развитие системы боевой подготовки планируется направить около 16 процентов всех средств.
Из выступления на совещании в Министерстве обороны РФ, 2.10.2003 г.
Сергей Иванов
(О повышении боеготовности ВС РФ)
От разговоров о военной реформе, за которыми скрывались перманентные сокращения личного состава и разного рода структурные перетряски, мы перешли к полноценному военному строительству. В результате мы смогли существенно повысить боеготовность и боеспособность Вооруженных Сил, в частности за счет создания частей постоянной готовности. Качественное состояние наших Вооруженных Сил значительно отличается от того, что было три-четыре года назад.
Из выступления в Центре оборонной информации США, 4.04.2004г.