статья Эпоха челобитных

Владимир Ермолин, 20.04.2004
www.verkhoturye.eunnet.net

www.verkhoturye.eunnet.net

Близится к развязке процесс по делу о гибели подлодки К-159. Все идет к тому, что командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова осудят. Вряд ли приговор будет слишком суровым. Статья 293 ч. 2 УК РФ, вменяемая адмиралу, предусматривает максимальную кару в виде лишения свободы сроком до пяти лет, но ничто не мешает суду ограничиться условным наказанием. Тут важно, чтобы суд признал командующего СФ виновным в гибели девяти членов экипажа К-159. Это необходимо прежде всего главкому ВМФ Владимиру Куроедову. Меньшая фигура, ниже командующего флотом, для отчета президенту о проведенной "работе над ошибками" просто не годится. Слишком уж обширен перечень несчастий и неудач, преследующих ВМФ в последние годы. И главком не без основания полагает, что осуждение адмирала как-то успокоило бы общественное мнение, а главное, отвлекло внимание от его собственной персоны.

Но обвинительный вердикт нужен не только Куроедову. Наказания военачальников ждут вдовы и матери погибших моряков. Не имея ничего персонально против Сучкова, они справедливо полагают, что на то он и командующий, чтобы отвечать за вверенный ему флот и людей. Факт остается фактом: 4 часа 55 минут было в распоряжении командования флотом (оперативных служб), чтобы принять решение о спасении экипажа терпящей бедствие субмарины, но ни команды покинуть лодку, ни приказа начать спасательную операцию в полном объеме (выслать вертолет, спасательное судно, запросить помощь гражданских судов, находящихся в районе бедствия) так и не поступило.

Понятно, многое зависело от тех, кто готовил лодку к переходу и определял вариант буксировки, от старшего перехода, на глазах которого разворачивалась трагедия, от командира буксира, профессиональной выучки его команды, от технической оснащенности буксира. Да и от самого экипажа К-159 тоже. Не пассажиры были в ту ночь в прочном корпусе бывшего атомохода – подводники со стажем. Словом, как и любая другая беда на море, эта трагедия - цепь роковых случайностей и закономерностей. Для будущего флота крайне важно отделить одно от другого, назвать все факторы, приведшие к гибели лодки и людей. Назвать адресно, поименно. Иначе предпосылки ЧП и катастроф разбегутся по прочным корпусам, как крысы, и перезвон аварийной тревоги будет сотрясать флот изо дня в день.

Правы командиры атомных подводных лодок из Гаджиева, когда в письме президенту РФ пишут, что выводы из любой подобной трагедии должны предотвратить "гибель очередного корабля". Надо полагать, правы они и в том, что сейчас "идет не разбирательство по существу, а расправа над заранее назначенным виновным адмиралом". Все так. Однако суть письма - не что иное, как просьба вмешаться в судебный процесс: "Просим Вас этого (расправы над адмиралом Сучковым. - В.Е.) не допустить". Командиры атомоходов – народ не наивный, грамотный. Понимают, где действительно сегодня выносятся приговоры по делам политической значимости. В этом смысле адресом не ошиблись.

Сегодня многие пишут Путину - шахтеры, учителя, пенсионеры. Вот написали командиры стратегических ракетных атомоходов. Не по уставу, конечно: военным обращаться с коллективными жалобами вроде как не положено. Да ладно - главное донести до Владимира Владимировича свою тревогу. Но тогда понимают ли капитаны 1 ранга, подписавшие письмо, что тем самым они согласились с подменой правосудия произволом одного человека? Осознают ли, что тогда надо забыть про установление истины в судебном порядке и выстраиваться в очередь к "батюшке-царю", валиться к нему в ноги и просить "живота"? Ясно же - к объективному расследованию и принципиальному судебному разбирательству это бухание в ноги не имеет никакого отношения. Протестуя против манипуляции судом, капразы жестко заявляют: "Так нельзя!". А самим с помощью Верховного надавить на суд, пусть даже в благородных целях - так можно?

Командиры просят за адмирала Сучкова (на мой взгляд, безусловно достойнейшего из всех нынешних наших флотоводцев), но ни словом не обмолвились о фактической стороне дела, о том, что привело к трагедии, о состоянии сегодняшнего флота. Кому как не им знать, что собой реально представляет сегодня Северный флот и в частности подводные силы. И если уж решились на беспрецедентное коллективное, публичное послание, то ходатайствовали бы не только за адмирала Сучкова, но и за весь наш российский Военно-морской флот, переживающий нынче тяжкие времена. И как бы ни был нужен Сучков флоту, это не освобождает его от ответственности за гибель корабля и людей. И как бы ни был отвратен флоту Куроедов, это не означает, что можно заменить одного "назначенного виноватым" на другого такого "назначенного".

А вообще подобные послания командиров атомных ракетоносных кораблей президенту страны исчерпывающе характеризуют прежде всего саму власть и наше время. Наступает эпоха челобитных.

Владимир Ермолин, 20.04.2004