статья И полетят тут телеграммы

Владимир Калинин, 26.12.2003

Телеграмма от главкома Куроедова с рапортом об испытании новой ракеты морского базирования благополучно долетела из акватории Белого моря до премьера Касьянова. Менее благополучным был полет самой ракеты, вернее, железной болванки, ее изображавшей. Через две секунды после старта она плюхнулась в воду... Это самый свежий эпизод из печальной истории имитации создания ракетного оружия нового поколения для ВМФ. И нет силы, которая заставила бы эту болванку летать, а главкома ВМФ - не загружать телеграф бессмысленными посланиями.

11 декабря на стол премьер-министра Михаила Касьянова легла телеграмма, отправленная главкомом ВМФ адмиралом флота Владимиром Куроедовым и руководителем Московского института теплотехники (МИТ) Юрием Соломоновым. Телеграмма была послана с борта тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 941 (по классификации НАТО – SSBN Typhoon) и извещала, что в соответствии с постановлением правительства РФ в Белом море проведены полетные испытания макета новой межконтинентальной баллистической ракеты "Булава".

Ракетные комплексы "Булава", по замыслу разработчиков, должны существенно прибавить мощи и "Тайфунам", и строящимся новым РПКСН проекта 955 (серия "Борей"), головной из которых, атомоход "Юрий Долгорукий", седьмой год строится на стапелях "Севмаша". Так что телеграмму из глубин Белого моря вполне можно было бы посчитать исторической. Если бы не одно "но".

Никакого испытания новой ракеты по существу не было. А была заурядная железная болванка, выпрыгнувшая из единственной рабочей шахты атомохода на несколько метров в высоту и после двух секунд "полета" плюхнувшаяся в воду. Причем доставать это "железо" со дна никто и не подумал. Болванка не была снабжена телеметрической аппаратурой и ничего сообщить о своем полете не могла. Под эти две секунды "полета" макета "Булавы" списали многомиллионные средства, истраченные на создание новой ракеты. Посылая телеграмму Касьянову, оба руководителя, мягко говоря, выдавали желаемое за действительное. Однако мифические испытания вполне могут обернуться реальными премиями и наградами для всех участников события. Дело в том, что "Булава" обречена на успех вне зависимости от того, сможет она летать или нет. Очень уж высокопоставленные лица освятили этот проект своим покровительством.

Если все по порядку, то сначала ВМФ возлагал все надежды на межконтинентальную баллистическую ракету "Барк". Занимался ее разработкой Государственный российский центр "Конструкторское бюро им. академика В.П. Макеева" в Миассе (ранее "КБ машиностроения"). Именно его конструкторы создали самые грозные ракеты морского базирования РСМ-54 (Skiff) и РСМ-52 (Sturgeon). Но после трех испытательных пусков готовой ракеты (а всего на испытания нового изделия дается минимум семь ракет) программа была свернута по приказу из Москвы. Это решение вызвало шок и у ракетчиков, и у разработчиков носителя нового оружия (ЦКМТ "Рубин"), и у судостроителей (ПО "Севмаш"), которые, собственно, под "Барк" новодел "Юрий Долгорукий" и "затачивали". Откуда пришла беда, чего ради свернули в одночасье перспективный проект, на который уже столько потрачено сил и средств?

Ларчик же открывался просто. Похоронить "Барк" и поставить все на "Булаву" решили три однокашника по военному училищу: тогдашний министр обороны Игорь Сергеев, его зам по вооружению Анатолий Ситнов и главный конструктор – руководитель МИТа (в прошлом НИИ-1 Министерства оборонной промышленности) Юрий Соломонов. Они и сообразили на троих: быть соломоновской "Булаве"! Главком ВМФ Владимир Куроедов не возражал. И сегодня, по прошествии времени, вместо реальной ракеты у ВМФ есть разбитое корыто. То бишь атомоход "Дмитрий Донской" ("Тайфун"), который в ожидании нового ракетного комплекса тринадцатый год стоит в выпотрошенном виде, и та самая железная болванка, что покоится на дне Белого моря. Плюс серия подводных крейсеров четвертого поколения, чей головной корабль "Юрий Долгорукий" застрял на стапелях в ожидании нового ракетного оружия. Хотя по плану перевооружения ВМФ новые ракетоносцы должны были приходить на смену подводным крейсерам проекта 667БДРМ (Delta IV) еще в 2002 году.

Итак, из оборонного потенциала страны выведены корабли, каждый из которых несет на себе по 200 боевых блоков и по огневой мощи намного превосходит дивизию РВСН. Огромные бюджетные средства пущены на ветер. И нет никакого просвета впереди. Потому что сегодня никто ни за что не отвечает. Потому что главная доблесть военачальников не в уровне боевой готовности вверенных им сил, а заслуга главных конструкторов – не в качестве их разработок. Главное, чтобы тебя держали за своего в Кремле. И тогда любая, даже самая ржавая болванка сойдет за чудо военно-морской мысли. И полетит - если не в жизни, то в правительственной телеграмме обязательно.

Владимир Калинин, 26.12.2003


новость Новости по теме