Хватает и дыма, и огня
На одном из недавних служебных совещаний в главкомате ВМФ обсуждался вопрос о техническом состоянии сил флота, в частности, кораблей с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). В целом ситуация была оценена как неудовлетворительная. В настоящее время помимо "Петра Великого" в ВМФ значатся еще три надводных кресера с ЯЭУ. На Тихом океане уже много лет ждет ремонта атомоход "Адмирал Лазарев". До 2010 года он точно не попадет в док. Специалисты предлагают поставить на нем крест и готовить к утилизации. "Адмирал Нахимов" стоит в ремонте на стапелях "Севмаша", но этот долгострой имеет все шансы обернуться полным списанием корабля как морально устаревшего. Судьба "Адмирала Ушакова" предрешена - его порежут на иголки на северодвинском заводе "Звездочка". Во всех трех случаях исключать опасность осложнения радиационной обстановки никто не берется. Еще свежа память об аварии в кормовом реакторе "Ушакова" с выбросом радиации, в результате чего часть экипажа была причислена к чернобыльцам.
Аварии с ЯЭУ на флоте не столь редки, как может показаться непосвященным гражданам. Чаще всего, считает начальник технического управления Северного флота контр-адмирал Заграй, ЧП случаются по вине личного состава. Профессиональный уровень военных спецов, обслуживающих реакторы, оставляет желать лучшего. Для примера: рядом с атомоходами Северного флота работают корабли Мурманского ледокольного атомного флота, и таких ляпов, какие позволяют себе военморы, здесь никогда не было. В частности, тот же "Ушаков" вышел из строя из-за того, что был засолен первый контур ядерного реактора. Элементарная ошибка специалиста-водоподготовщика. Именно низкий профессионализм личного состава, обслуживающего ЯЭУ, поставил 75% атомных крейсеров на мертвый якорь.
Аналогичные проблемы и в подводном атомном флоте. Так, вопиющие нарушения эксплуатационных правил обслуживания ЯЭУ были обнаружены комиссией главкомата ВМФ в противоавианосной дивизии атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала Николая Ковалевского (ТОФ). К слову, в бухте, где дислоцируется дивизия, уже была ядерная авария, имевшая все предпосылки, чтобы затмить своими масштабами чернобыльскую катастрофу. И на этот раз, как стало известно от источника в штабе Северо-Восточной группировки войск и сил Тихоокеанского флота, "в этом соединении значительно ухудшилось содержание реакторных отсеков и аппаратных выгородок на АПЛ". Однако упомянутая дивизия вряд ли может претендовать на единоличное лидерство среди нарушителей правил содержания атомных подводных лодок.
"Тенденцию к ухудшению" в этой сфере отмечают и сами специалисты главкомата ВМФ. Так, в ходе недавней проверки знания инструкций по ядерной безопасности среди всех категорий личного состава атомного подплава число "неудов" по сравнению с прошлым годом выросло почти на 20%. Отмечены случаи, говорится в отчете проверяющих, когда даже "при неисправной материальной части делаются попытки ввода реакторов... офицеры электромеханических служб соединений, контролирующие ввод ГЭУ, не принимают оперативных мер по устранению недостатков... нарушаются сроки и объемы регламентных проверок оборудования... имеет место формальный подход к их выполнению". Это все речь о реакторном хозяйстве, которое требует не то, что ответственного к себе отношения, а сверхбдительного, безупречно педантичного.
В итоге количество аварий по вине личного состава на кораблях ВМФ растет год от года. Если в 1998 году таких аварий зафиксировано 5, то в 2003 году их уже было 16. А общее количество аварий (не только по вине личного состава) составило в 2003 году 24 против 10 в 1998-м.
Ситуацию существенно ухудшает состояние судоремонта. Сегодня из 47 кораблей 1-го и 2-го ранга, нуждающихся в срочном ремонте, ремонтируется только 23. Хронически не хватает денег. Чтобы реанимировать все, что числится в боевом строю, а на самом деле представляет собой бездыханное железо, нужно уже сегодня и сразу 32 млрд рублей.
Ситуация катится под гору. А главнокомандующий ВМФ Владимир Куроедов продолжает держаться бодрячком, хотя давно должен был бы обратиться к президенту с докладом о чрезвычайной ситуации на флоте. Но главком излучает оптимизм, обещает духоподьемные проекты. Например, объявил о выходе в Северную Атлантику авианосной многоцелевой группы во главе с авианосцем "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Почему АМГ нарезана Северная Атлантика, а более южные широты, для которых, собственно, авианосец и создавался? По той простой причине, что "Кузнецова" отпускать далеко от родной базы боязно: сломается - потом тащи его на буксире из-за тридевяти морей. А довести техническое состояние корабля до нужного уровня сил не хватает.
И наконец, дата выхода в море. Услышав о сентябре, в штабе СФ немало удивились: в плане подготовки к походу значится ноябрь-декабрь. Чего ради гнать, пороть горячку, когда и так с ремонтом зашиваются? А того ради, что 5 сентября Владимиру Ивановичу Куроедову стукнет 60 лет. И ему очень хотелось бы отметить эту дату хоть каким-нибудь успехом во вверенной ему области. В надежде еще послужить родине.
Дословно
Павел Ушаков
( О заявлении адмирала Куроедова про условный ракетный пуск с АПЛ "Новомосковск")
Объяснения главкома ВМФ Владимира Куроедова – почему президент не видел и не мог видеть старта ракеты – не выдерживают никакой критики. Чего ради демонстрировать главе государства имитацию старта баллистической ракеты, когда Путин прибыл на флот именно для того, чтобы инспектировать его готовность к реальным действиям. В рамках стратегической командно-штабной тренировки Вооруженных сил, которую, кстати, президент возглавил, прибыв на СФ, планировались именно реальные пуски. Иначе и быть не могло. Надо иметь в виду, что ракетоносцы проекта 667БДРМ, каким является "Новомосковск", в период боевой службы или боевого дежурства находятся в 30-минутной готовности к выполнению ракетного залпа. И тренировки с условным стартом проводятся на ПЛ регулярно. Какова ж цена постоянной готовности флота, если даже на уровне таких учений, в присутствии главковерха флот не решается на реальную стрельбу? На самом деле корабельная система управления стрельбой (СУРС) обнаружила неполадку и прекратила предстартовую подготовку. И спасибо бдительной и умной СУРС. Что и надо было сказать Куроедову, хотя бы и сквозь зубы. Она, к счастью, ни на какие уговоры не идет, даже если б главком требовал "продолжения банкета". А теперь информация к размышлению… На стрельбу, вопреки практике, на этот раз не взяли гражданских специалистов-ракетчиков, профессионализм которых на порядок выше их военных коллег. На лодку была загружена лишь одна практическая ракета, что лишило командира возможности подстраховаться вторым пуском. То есть, по непонятным причинам, огневое упражнение как бы заранее поставили на грань риска. Второе обстоятельство, заслуживающее внимания. "Новомосковск" в начале прошлого года прошел поддерживающий ремонт в цехе № 15 северодвинской "Звездочки". Качество ремонта было таким, что главкомат вынужден был планировать новый ремонт АПЛ уже в 2005 году. Первый ремонт обошелся казне в 300 млн рублей, второй потянет минимум на 450 млн.
Грани.Ру, 18 февраля 2004
Владимир Куроедов
Флагман Северного флота "Петр Великий" поставлен на двухнедельную стоянку, поскольку не соответствует нормам боеготовности. На устранение недостатков я дал две недели. На корабле там, где ходят адмиралы, все в порядке, а там, где они не ходят, все в таком состоянии, что крейсер может в любой момент взлететь на воздух.
РИА"Новости", 23.03.2004
Статьи по теме
Хватает и дыма, и огня
Заполошное куроедовское "Спасайся кто может, щас жахнет!" мир услышал. Еще бы: главком ВМФ России имел в виду не какую-нибудь шняву, а атомный крейсер, под завязку начиненный ядерным оружием. Но пока не жахнуло, есть возможность оценить все хозяйство Куроедова (не только "Петра Великого") с точки зрения ядерной безопасности. Чтобы увидеть масштабы угрозы, о которой просигналил честный адмирал.
Комментарий Владимира Калинина.
За двух битых
В среду, 17 марта, Северный флот должен продемонстрировать президенту "работу над ошибками" – отстреляться по камчатскому полигону Кура. Месяц назад стрельба не получилась ни у АПЛ "Новомосковск", ни у АПЛ "Карелия". На этот раз президент должен был наблюдать за пусками с одного из космических командных пунктов Центра испытания и управления космическими средствами им.Германа Титова (подмосковный Краснознаменск). Однако, как сообщили Граням.Ру в Минобороны РФ, "событие переносится на 2 апреля". Что-то опять не заладилось с "условной стрельбой".
Комментарий Владимира Калинина.