статья Химичить – это по-нашему

Владимир Темный, 23.09.2003
Фото с сайта www.ko.ru

Фото с сайта www.ko.ru

Россия не в состоянии выполнить международные обязательства по уничтожению химического оружия (ХО). Вместо 11,58 млрд рублей, предусмотренных правительственной программой уничтожения ХО на 2004 год, в проекте федерального бюджета обозначены 5,36 млрд. Общее отставание от графика c 2001-го года таким образом, составит без малого 20 млрд рублей.

Минфин, сознательно урезающий ассигнования на уничтожение ХО, кивает на страны-участницы Конвенции о запрещении химооружия: они, мол, в рамках программы пообещали России помочь материально и пусть помогают. Но страны Запада и США давно уже поняли, что многомиллионные средства, безвозмездно направляемые в Россию, растворяются на ее просторах бесследно. И ответчика не найдешь. Это при том, что российская сторона хронически не выполняет свои финансовые обязательства по программе. Иначе говоря, и чужие деньги разбазариваем и свои не спешим тратить. В итоге денежный поток иностранной помощи в рамках программы в последнее время заметно обмелел. Например, США соглашаются разморозить финансирование строительства мощностей по уничтожению ХО в г.Щучьем в размере $200 млн лишь в том случае, если сама Россия раскошелится не менее, чем на $50 млн.

По данным комитета Госдумы по обороне, в случае принятия правительственного варианта бюджета окончательно будут заморожены объекты по уничтожению химоружия не только в Щучьем, но и в Камбарке (Удмуртия), Марадыковском (Кировская обл.) и в Горном (Саратовская обл.). Что это означает?
Во-первых, существенное осложнение экологической ситуации (более 80% хранилищ ХО на территории РФ давно уже не соответствуют требованиям хранения отравляющих веществ – проще говоря, стены обветшали, датчики проржавели, емкости прохудились). В упомянутых населенных пунктах гроздья гнева не то чтобы созрели, а уже перезрели - от митингов здесь готовы перейти к более радикальным формам борьбы за выживание.
Во-вторых, неспособность России справиться со своей частью международной программы престижа стране не добавляет.
В-третьих, долгострой на химобъектах грозит куда большими расходами, чем те, что предусмотрены программой. И, может статься, все эти гигантские залежи химического зелья уже через пару лет обернутся серьезной угрозой для федерального бюджета – уничтожать-то ХО все равно придется и прежде всего нам. И тогда, как водится у нас, химическое разоружение из планового, рутинного мероприятия превратится уже в героическую борьбу, где будет много места подвигу и финансовым махинациям.

Примечательно, что комитет Госдумы по обороне намерен добиваться увеличения расходов на программу с 5 до 7 млрд рублей. Семь, конечно, лучше, чем пять, но и эта сумма не решает проблемы избавления страны от критической массы химзапасов, не останавливает сползания к пропасти. Как и всякое полуфинансирование, эта тактика приведет (даже с довеском) лишь к тому, что выделенные суммы будут успешно растасканы якобы на латание дыр, а на самом деле в еще более неизвестном направлении.

О существовании тикающей химической бомбы замедленного действия в правительстве хорошо осведомлены. Но, видимо, там тешат себя мыслью, что разминированием займется уже следующий кабинет.

Владимир Темный, 23.09.2003


новость Новости по теме