Ты туда не ходи, ты сюда ходи
В комитете Госдумы по обороне вознамерились самолично посмотреть, как идет эксперимент в 76-й воздушно-десантной дивизии по переходу на контрактную систему комплектования. Как заведено, известили о своем намерении побывать в дивизии министра обороны. Сергей Иванов ответил председателю комитета Андрею Николаеву в том духе, что, дескать, все идет по плану, в марте-апреле вопрос обсудит правительство, а потому "выездное заседание комитета по обороне представляется преждевременным". Чуткий к правительственным настроениям Совет Госдумы тут же порекомендовал комитету отступиться от своей несвоевременной затеи. После чего комитетчики сочли себя окончательно оскорбленным. Собравшись на заседание во вторник, 11 марта, "оборонцы" много и запальчиво говорили о том, что не ивановского это ума дело указывать депутатам, куда, когда и зачем им ездить. Так, например, депутат Эдуард Воробьев обратил внимание коллег на то обстоятельство, что в комитете полно генералов и адмиралов, которые уж как-нибудь сами разберутся в эксперименте и дадут ему надлежащую оценку. Ему вторили в том же духе - "без сопливых обойдемся" - и остальные члены комитета. А Совет Госдумы обвинили в неэтичном поведении и, честно-то сказать, лизоблюдстве. Естественно, порешили в Псков ехать.
Это не первая шероховатость в отношениях между оборонным комитетом и оборонным ведомством. С некоторых пор Сергея Иванова явно начала тяготить любознательность законодателей, которая простирается за пределы, как кажется министру, полномочий парламентариев. В частности, депутаты плотно занялись псковским экспериментом. Наезжают туда регулярно, прихватив с собой журналистов. И понятно, ничего хорошего на месте не обнаруживают. Например, вояж лидера СПС Бориса Немцова к десантникам сопровождался публичным охаиванием как самого эксперимента, так и военной реформы в целом.
Строго говоря, псковский эксперимент дышит на ладан. Это уже ясно всем. Руководству Минобороны в том числе. Но поскольку этот эксперимент не что иное, как политический заказ Кремля, он просто обречен на триумфальное завершение. Последнее возможно только при условии строжайшего контроля за любой информацией с места событий. Но если журналистов еще можно не пускать дальше порога КПП, то с депутатами этот номер не пройдет. А депутаты, как мы видим, просто ломятся в Псков, в 76-ю. Что подтверждает именно политическую значимость эксперимента. Его успех (хотя бы и на словах) должен свидетельствовать о продуктивной линии президента в сфере военной реформы. Конфуз же обозначит ни много ни мало неспособность президента осмысленно и профессионально реформировать военную систему государства. Собственно, 76-я дивизия - это единственный внятный адрес радикальных перемен в армии. Вернее, попытка таких перемен. Отсюда и цена вопроса.
А представители комитета по обороне, конечно, в Псков съездят. Вооружатся там фактами, которыми будет удобно "долбать" высокомерных генералов из Минобороны и штатского Иванова. Правда, к судьбе контрактной системы комплектования Вооруженных сил эта поездка будет иметь весьма опосредованное отношение.
Статьи по теме
Профессионализм в одной отдельно взятой дивизии
Попытка построить прообраз контрактной армии на базе одной дивизии ВДВ показывает, что генералы не желают реально реформировать армию. Военный совет ВДВ подготовил проект постановления о принудительном наборе "добровольцев" из числа военнослужащих срочной службы.
Ты туда не ходи, ты сюда ходи
Думский комитет по обороне обсудил письмо министра обороны Сергея Иванова главе комитета Андрею Николаеву. Иванов не советовал депутатам ехать в Псков, в 76-ю дивизию ВДВ, где, как известно, проводится эксперимент по комплектованию армии контрактниками. Парламентарии желали своими глазами увидеть, как идет эксперимент. Письмо Иванова депутаты посчитали грубым вмешательством в их полномочия. Хотя позиция Иванова понятна: эксперимент складывается таким образом, что его лучше не предъявлять общественности. А депутатам тем более.
Сбор хорошо информированных оптимистов
Вооруженные силы России подвели итоги за год. С обороной, как выяснилось, у нас все нормально. Выступивший перед высшими военачальниками президент Путин пообещал собравшимся много чего хорошего. В частности, "все, что имеют ведущие военные державы" мира. Остальное у нашей армии уже есть.