статья Итоги пятилетки

Владимир Абаринов, 21.03.2008
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

Войне в Ираке пошел шестой год. Годовщина была, как полагается, отмечена речью президента и акциями протеста в Вашингтоне и других городах.

Америке война обошлась на сегодняшний день в 500 миллиардов долларов, но многие эксперты считают эту цифру заниженной. Потери убитыми составили почти 4000 человек, ранеными - 29 тысяч.

Президент Буш считает эту цену оправданной. "Никто не спорит с тем, что война стоила нам дорого, - сказал он. - Но заплатить эту цену было необходимо, учитывая, к чему привела бы победа наших врагов в Ираке".

Сейчас американских силы в Ираке насчитывают 158 тысяч человек. К лету их численность сократится до 140 тысяч, но на большее президент не готов: командование считает, что дальнейшие сокращения пагубно отразятся на обстановке.

Кандидаты в президенты от Демократической партии с апологией войны, разумеется, не согласны. Как отметил кандидат в президенты Барак Обама, иракская война продолжается для США дольше, чем Гражданская позапрошлого века и обе мировые, хотя масштаб ее и не выдерживает сравнения. "Что мы получили после всех этих жертв?" - вопрошает он. И сам себе отвечает: "Мы сегодня в меньшей безопасности и в меньшей степени определяем развитие событий в мире. Мы разделены внутри страны, а наши международные союзы проходят испытание на прочность".

Обама обещает вернуть солдат домой и положить конец войне. Его соперник Хиллари Клинтон тоже говорит, что начнет вывод войск в течение первых же 60 дней пребывания в должности главы государства. Однако она предостерегает от опрометчивых решений. "Вывод войск, - сказала она, - может быть так же опасен, как и ввод".

Кандидат республиканцев Джон Маккейн, напротив, ни о каком выводе не говорит. Накануне годовщины он побывал в Ираке и опубликовал заявление, в котором утверждает, что США и их союзники стоят "на пороге крупнейшей победы над радикальным исламским экстремизмом". Он считает, что о выводе войск могут говорить только безответственные дилетанты: если вооруженное подполье будет подавлено, американские силы могут оставаться там на постоянной основе, как они остаются уже несколько десятилетий в Японии, Южной Корее и Европе.

Американское общество, как показывают опросы, в вопросе о войне расколото. Большинство считает войну ошибкой. Но поскольку, после того как в Ирак было направлено подкрепление и принята новая стратегия, обстановка стабилизировалась, вывод войск перестал быть императивом. По этой причине число участников акций протеста измеряется теперь не десятками тысяч, как прежде, а сотнями. В президентской кампании война отошла на второй план, уступив таким темам, как состояние экономики, кризис рынка недвижимости, здравоохранение и образование.

Так нужна ли была эта война? Был ли она ошибкой?

Целью войны было отстранение от власти Саддама Хусейна и уничтожение его режима. Эта цель достигнута. Военная операция была проведена в короткий срок с минимальными потерями. С этим не поспоришь. Можно вспомнить, что вторжение началось под ложным предлогом ликвидации запасов оружия массового уничтожения. Да, предлог был неудачным. Но у войн предлоги, как правило, искусственные. Когда есть политическая воля к войне, предлог всегда найдется.

Главная ошибка состояла в оценке последствий войны. Америка выиграла войну, но проиграла мир. В период, когда исчезли скрепы страха, на которых держался порядок в стране, Ираку был необходим классический оккупационный режим с военными комендатурами как органами власти на местах и ограниченным самоуправлением под контролем командования сил коалиции. При этом войска должны были лишь обеспечивать безопасность. Функции организации послевоенной жизни следовало передать гражданским лицам соответствующей квалификации. И ни в коем случае не торопиться с передачей властных полномочий национальному правительству.

Но американцы как огня боялись самого слова "оккупация". Министр обороны Дональд Рамсфелд ни в какую не желал уступать политический контроль над Ираком, а госсекретарь Колин Пауэлл оказался слишком мягок и не смог настоять на своем. Военные, которых не учат оккупации, наделали массу необратимых ошибок. В конце концов им все же пришлось вручить бразды правления временной гражданской администрации.

Ирак не стал и уже не станет "вторым Вьетнамом", как надеялся Саддам. Но и политическая идиллия там наступит нескоро, если вообще наступит. У новоизбранного президента США нет другого пути кроме терпеливой помощи в становлении новой иракской государственности. И не стоит ждать благодарности от освобожденного народа - в конечном счете американцы делают это для себя.

Владимир Абаринов, 21.03.2008