Ракетчиков обязали ликвидировать "озеро Мазутное" в Кировской области
Комиссия Росприроднадзора обязала командование РВСН в двухмесячный срок ликвидировать источники, подпитывающие так называемое "озеро Мазутное" в Юрьянском районе Кировской области. Речь идет о разливе мазута на площади более 45 тысяч квадратных метров объемом 20 тысяч кубометров и массой около 20 тысяч тонн.
Разлив нефтепродуктов на территории воинской части РВСН, обозначенный в документации как "озеро Мазутное", был обнаружен инспекторами Росприроднадзора по Кировской области еще в июле 2005 года. Граница "озера" пролегла в десяти метрах от реки Зимней. В результате расследования установлено, что виной всему прохудившиеся подземные емкости и мазутопроводы воинской части.
В 2006 году территориальное управление Росприроднадзора предъявило иск ракетчикам, который закончился мировым соглашением. Военные обязались ликвидировать загрязнение. Проект ликвидации начал выполняться. В течение 2006 года была очищена площадка в районе поселка Октябрьский. Однако этим летом инспекторы обнаружили, что "озеро" продолжает подпитываться утечками мазута с территории базового склада. Выяснилось, что причинами этих утечек являются неисправность емкостей для хранения котельного топлива и недостаточная эффективность нефтеловушек.
Согласно решению Росприроднадзора, емкости, трубопроводы и запорную арматуру военные должны исправить к 31 августа этого года.
Комментарий
В 2005 году, когда местный "природнадзор" наконец-то набрел на "озеро Мазутное", военным выкатили счет на возмещение ущерба в размере 11 млн рублей. Минобороны предложило мировую и обязалось потратить почти в десять раз больше на полную ликвидацию разлива нефтепродуктов. За какой период и с какими результатами должны были военные потратить эту сумму, полной ясности не было. Но, видимо, кировцев заворожила сама сумма, для здешних мест впечатляющая.
Прошел год. Выяснилось, что рукотворному озеру ничто не грозит. Как подпитывалось со складов мазутными потоками, так и подпитывается. И что интересно, несколько миллионов действительно были освоены на трудовом фронте у реки Зимней. Однако как они материализовались в природе, невооруженному взгляду не видно. Таково уж свойство военных расходов.
К этому можно добавить, что подобных "озер" Минобороны понаделало только за новейшую историю сотни. И мазут - не самое страшное, что разливается всеми цветами радуги на водной глади. Крайне острой, если уж речь зашла о РВСН, остается проблема утилизации гептиловых следов от ракет с этим токсичным топливом. Жителям Юрьянского района сильно повезло, что военные не расстарались соорудить у них под носом "озеро Гептиловое".
Лет десять назад, когда проблема загрязнения окружающей среды оборонными объектами обсуждалась более или менее свободно, много говорили о недопустимости секретности в сфере экологической безопасности. Причем экологам поддакивали и военные. Все в духе времени. И те и другие полагали необходимым составить и потом аккуратно вести реестр загрязненных мест, карту экологических рисков – и все на основе точных и честных данных Минобороны.
И вот результат. Все те же наглухо закрыты ворота КПП для экологов-общественников. И тысяча предлогов отбояриться от контроля со стороны природоохранных органов. Или, как в случае с воинской частью, заботливо сохраняющееся в природе "озеро Мазутное" - имитация реакции на требования экологов. А для витрины изобретены ведомственные экологические службы, при погонах. Именно такая структура - Экологическая служба ПурВО – и "не замечала" годами мазутные разливы вблизи реки Зимней. А нынче ей доверили контроль за выполнением воинской частью решений кировского Росприроднадзора.