Путин велел отодвинуть нефтепровод от Байкала
Президент России поручил компании "Транснефть" максимально отдалить маршрут нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан от Байкала, близ которого планировалась его прокладка. Владимир Путин заявил об этом в среду на совещании с главами сибирских регионов и представителей крупных российских компаний.
"Трасса должна пройти севернее той зоны, которая обозначена", - заявил Путин. Он поручил Вайнштоку учесть мнение общественности. Он подошел к карте и нарисовал три стрелочки, исправив предполагаемый путь пролегания нефтепровода, сообщает "Эхо Москвы".
Ранее академик, вице-президент РАН Николай Лаверов предложил, чтобы нефтепровод прошел по линии водозаборной части на севере Байкала, что составляет 40 километров, передает РИА "Новости". Путин сказал, что трасса должна пройти еще севернее.
До распоряжения Путина выступал глава "Транснефти" Семен Вайншток. Он объявил, что строительство первой очереди трубопровода может быть начато в ближайшую пятницу, 28 апреля, потому что все проектные работы уже завершены.
Вайншток сказал, что экологические риски при прокладывании трубопровода практически сведены к нулю, и загрязнение озера Байкал в результате функционирования трубопровода невероятно, сообщает ИА REGNUM. По существующему на данный момент плану нефтепровод должен пройти в 800 метрах от берега Байкала.
Против строительства трубы выступала общественность в разных городах. Самые массовые акции прошли в Иркутске при поддержке практически всех политических сил.
Комментарий
В начале года, говоря о строительстве нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, Владимир Путин заявил: решение принято, до лета утрясем детали - и за работу. Экологическое сообщество восприняло эти слова президента как окончательный приговор Байкалу. А "Транснефть" ринулась в бой - монтажно-строительная махина, не теряя драгоценного времени, покатила на "славное море", невзирая на массовые протесты иркутян и жителей других городов страны. И вдруг - стоп, машина! Путин оказался святее экологов, предлагавших отодвинуть нефтепровод на 40 км, - он потребовал, чтобы трасса прошла еще севернее.
Логично было бы предположить, что просветление снизошло на Путина после общения со специалистами. Но почему же президент не поинтересовался их мнением, подмахивая столь масштабный проект в интересах одного "равноудаленного" олигарха?
Похоже, случилось не совсем обыкновенное по нынешним временам дело – Путин прислушался к голосам протеста. Может быть, Владимир Владимирович вспомнил, что собирался, уйдя из президентов, переквалифицироваться в экологи? Ну каких-таких протестов мог испугаться нынешний хозяин Кремля, когда почти все СМИ дружно информировали россиян о пользе великого проекта, умалчивая о недовольных? Всего несколько дней назад телеканал НТВ пошел в атаку на противников нефтепровода - наймитов мировой закулисы. Теперь самым проплаченным оказался Владимир Путин. Телевизионщиков подвело усердие, но больше всего – незнание кремлевских умонастроений. Хотя уже накануне, судя по "зеленым" шатаниям спикера Бориса Грызлова и его фракции, акции Байкала пошли в гору.
Почему ж в одночасье позеленел Владимир Путин? Ведь прощается ему сегодня многое, глядишь, и Байкал бы простили. Или все-таки нет? Или почувствовал гарант, что тут можно и шею сломать? Все же славный и священный кусок России. И время его пока не пришло.
Владимир Темный
Дословно
Алексей Яблоков
Говорят, Путин пошел навстречу экологам. Да не нам навстречу он пошел, а себе. Он просто понял, что в противном случае теряет лицо. Он себя защитил, прежде всего, ну и, конечно, Байкал заодно. Однако мы помним, как после визита господина Вайнштока к президенту, именно он, Владимир Путин, оказал на государственную комиссию, проводившую экспертизу проекта, давление, чтобы ее выводы совпали с желаниями "Транснефти". И под этим давлением комиссия, увы, изменила свои оценки. Так было дело.
Надеюсь, позиция экологов, протестовавших против проекта, тоже сыграла свою роль. Он понял, что мы бы ни при каких условиях не ушли с Байкала, все равно не дали бы там прокладывать трубу.
Грани.Ру, 26.04.2006
Владимир Путин
Решения приняты, сформулированы. Будем осуществлять один из проектов, о котором здесь прозвучало. Это наполнение нефтепроводной трубы, которую мы собираемся строить до Тихого океана, а как первый этап – до Сковородино. Для того чтобы проект был реализован, потребуется огромное время, еще не все закончено с точки зрения согласования. Мы в апреле закончим, как и обещали, все согласования в правительстве и уже летом начнем практическую работу по реализации.
Официальный сайт президента, 06.01.2006
(Обращаясь к Семену Вайнштоку с вопросом о возможности отдалить нефтепровод от Байкала)
Если вы заколебались, то такая возможность есть, потому что если бы ее не было, вы бы так сразу и сказали.
ИТАР-ТАСС, 26.04.2005
Если хотя бы один процент опасности есть, мы должны подумать даже не об этом проценте и не со ссылкой на мнение наших коллег, которые живут далеко от Байкала, хотя и это надо учитывать, а прежде всего подумать о будущих поколениях в России и проявить не только максимальную компетентность, но и максимальную ответственность.
Интерфакс, 26.04.2006
Полина Малышева
Как экологическая организация, которая выступала за перенос трубопровода от берега Байкала, мы приветствуем такое решение главы государства о переносе трубы на расстояние 40 километров. Мы считаем, что нефтепровод должен быть построен без ущерба для озера Байкал, которое внесено во всемирный список наследия ЮНЕСКО.
РИА "Новости", 26.04.2006
Евгений Шварц
Если это будет реализовано, я оцениваю это положительно. Это может стать принципиальной поворотной точкой в развитии страны, потому что, если бы этого не было, то это означало бы, что, грубо говоря, развитие страны пошло по пути Нигерии, когда позиции госмонополий важнее любого закона и позиций российского парламента.
РИА "Новости", 26.04.2006
Из интервью главы ''Транснефти'' Семена Вайнштока на ''Эхе Москвы''
С. ВАЙНШТОК: ...Самая тяжелая экспертиза у "Транснефти" - это президент В.В. Путин.
А. ВЕНЕДИКТОВ: В чем тяжесть-то, Семен Михайлович?
С. ВАЙНШТОК: А я вам сейчас объясню. Когда мы прошли все технологические проверки, когда мы закончили полностью свой проект, он поручает новым, и новым, и новым ведомствам перепроверить и еще раз перепроверить. Этими вопросами конкретно занимаются лично Грызлов Борис Вячеславович, лично занимается Смирнов, я извиняюсь, Миронов.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Сергей Михайлович?
С. ВАЙНШТОК: Сергей Михайлович, который просто использует свой профессиональный опыт как геофизик, и мне приходилось с ним встречаться, с документами, с картами, с сейсмопрофилями и т.д., на просто таком профессиональном уровне разговаривать о проекте. И поэтому, когда уже все вопросы были сняты, все равно президент говорит: посмотрите еще возможности, чтобы эта жемчужина России, как он ее называет, озеро Байкал, никоим образом даже гипотетически не могло пострадать.
А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть можно ли сказать, что это у него на контроле?
С. ВАЙНШТОК: Да, можно сказать...
А. ВЕНЕДИКТОВ: Когда в последний раз вы с ним на это тему разговаривали?
С. ВАЙНШТОК: Это было буквально чуть больше недели назад.
"Эхо Москвы", 20.04.2006