статья Габальный договор

Владимир Темный, 08.06.2007
РЛС "Дарьял". Фото с сайта www.piramida.com.ru

РЛС "Дарьял". Фото с сайта www.piramida.com.ru

Предложения Владимира Путина Джорджу Бушу о совместном использовании Габалинской РЛС отнюдь не так сенсационно, как подают его российские телеканалы. Пентагон и российское Минобороны обсуждают возможность сотрудничества систем слежения в Азербайджане последние лет десять. А более-менее предметно с того момента, как в районе городов Хызы и Астара американцы разместили две передвижные РЛС (TRML-3D) для слежения за территорией Ирана.

Эти РЛС по своим задачам и возможностям, конечно, не могут сравниться с Габалинской станцией (РЛС "Дарьял"). Иран они "просвечивают" в режиме ПВО, на глубину самое большее 300 км. А вот "колпак" российской РЛС, являющейся частью общей системы раннего предупреждения о ракетном нападении, накрывает обширные территории на южном направлении вплоть до Северной Африки, включая, разумеется, Иран.

Военное значение габалинского "Дарьяла" для американцев, обеспокоенных ракетным потенциалом Тегерана, очевидно. Однако же переговоры о сотрудничестве идут крайне вяло. Ни одна, ни другая сторона особой настойчивости до сего дня не проявляла. Почему? Ответ на этот вопрос кроется в характере российско-американского партнерства в области ядерной безопасности. Формально, на бумаге, партнерство, можно сказать, имеет место. На деле дальше намерений если и идет, то осторожными шажками, как по минному полю.

Самый показательный пример такой осторожности - выполнение меморандума о создании совместного центра обмена данными о степени предупреждения и уведомления о пусках ракет, который был подписан президентами РФ и США в 2000 году. Никакого реального центра, где бы несли совместное дежурство американские и российские военные, так и не создано. Россияне посчитали более целесообразным размещать такой центр на территории США, под Колорадо-Спрингс, вблизи объединенного командного пункта НОРАД (Объединенного командования аэрокосмической обороны Северной Америки). Американцы настаивали на Москве (что, собственно, и было предусмотрено подписанными документами). Иначе говоря, попытка установить меры доверия обернулась частоколом мер недоверия. И редкие контакты военных обеих стран в рамках меморандума, робкие застольные учения – иллюстрация того, как далеки отношения Петагона и Минобороны от действительно партнерских.

Забвению преданы обещания согласованно работать над изменением военных доктрин и ядерной политики, извещать друг друга о составах и перспективах развития ядерных группировок и много чего другого, продекларированного в пору романтических российско-американских отношений. Из всех мер, о которых договорились стороны в этой области, действует пока, слава богу, система предупреждения о ракетных пусках. Но никакой совместной системы контроля за ракетоопасными направлениями США и Россия так и не создали.

Габалинская РЛС, несмотря на некоторый моральный износ, действительно могла бы послужить хорошим полигоном для отработки реального взаимодействия между Россией и США в области ракетной безопасности. Но американцы (исходя из опыта "партнерства") не могут не допускать, что на этом объекте они окажутся в качестве гостей, которым вход во многие комнаты будет запрещен. И без каких-либо ясных перспектив и внятного правового статуса. Именно крайняя взаимная настороженность делает предложение Владимира Путина в глазах американцев более пропагандистским жестом, чем актом искреннего дружелюбия.

Политический умысел тут безусловно просматривается. Правда, для достижения той же цели куда более эффектно было бы предложить американцам совместное дежурство на радарах и станциях связи, расположенных на территории Белоруссии. Вот уж действительно, зачем тогда США тратиться на объекты своей ПРО в Чехии и Польше, когда можно доверить европейскую и свою безопасность Александру Лукашенко. Откажись Буш от такого предложения, как славно было бы травить его за коварство и неуступчивость в деле мира.

А вот с Азербайджаном не все так просто. Военное сотрудничество Баку и Вашингтона идет в гору. Россия по сути присутствует в Азербайджане лишь в качестве арендатора Информационно-аналитического центра (так по азербайджанским документам звучит название РЛС). Плата за аренду все растет. Разного рода претензии тоже. Особенно после повышения цен на газ, вздернутых российским "Газпромом". И нет никакой твердой гарантии, что после 2012 года Габалинская РЛС останется в распоряжении России на тех же условиях. В этом смысле путинский "ход Габалой" – еще и попытка как-то вмешаться в крепнущие американо-азербайджанские военные отношения, закрепить за собой статус "ответственного квартиросъемщика". Но попытка не очень-то изящная на фоне российско-американской напряженности.

Владимир Темный, 08.06.2007


новость Новости по теме