статья Сверим часы под фанфары

Владимир Ермолин, 05.04.2006
Владимир Ермолин. Фото Граней.Ру

Владимир Ермолин. Фото Граней.Ру

Всеармейские офицерские совещания (ВОС) вернулись в новую Россию в 2003 году. Как и в советское время, никакой практической нагрузки они не несут. Цель исключительно пропагандистская – продемонстрировать обществу реакцию военных на ту или иную проблему, тревожащую руководство страны. Что-то вроде коллективного голоса армии.

Голос требуется подать, когда у общества в отношении вооруженных сил возникают подозрения. Три года назад, когда военных обложили подоходным налогом, лишили ряда льгот, дурили голову реформой, да еще гнобили Чечней, в СМИ заговорили о крайней степени раздражения в армейской среде. Но вот в Москву приехали посланцы воинских частей, перед ними выступил Владимир Путин, состоялся прямой, доверительный разговор о наболевших проблемах. Общество перевело дух.

Сегодня ВОС реагирует на трагедию рядового Андрея Сычева - вернее, на вызванный ею всплеск страстей. Но официально повестка дня звучит монументальнее: "Проблемы укрепления правопорядка, организованности и воинской дисциплины в воинских частях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации". Рефрен выступлений участников совещания прописан накануне в главном печатном органе Минобороны - "Красной звезде": "В войсках и на флотах для профилактики правонарушений делается немало, и результатом этой работы вполне можно считать то, что уровень преступности в армии и на флоте значительно ниже, чем в гражданской среде. Однако даже тот низкий по сравнению с "гражданкой" уровень преступности мог бы (а значит, и должен!) стать еще более низким. С пресловутой "дедовщиной" и прочими формами неуставных взаимоотношений пора кончать! Каким способом? Об этом и пойдет речь на совещании".

Первым на вопрос "каким способом?" взялся отвечать, как и положено, министр обороны. Его рекомендации: не брать в армию "физически, психологически и социально непригодных к военной службе людей", усилить контроль за младшими командирами, уделять больше внимания взводному и ротному звену, повысить "низкую безопасность военной службы", быть более открытыми для общества. Вот за этой правдой и ехали в Москву молодые командиры.

Можно не сомневаться, совещание единогласно поддержит предложенные министром способы оздоровления армии.

Все бы ничего - почему бы и людям в погонах не обсудить свои дела, как говорят в Минобороны, в "неформальной обстановке". Но какой-то тревогой от мероприятия веет. Военная организация, где все - а уж способы поддержания дисциплины и подавно - регламентировано уставами, приказами, директивами, вдруг устраивает что-то вроде дискуссии – как нам одолеть дедовщину? Словно дело происходит в эпоху, когда Дисциплинарного устава и в помине нету.

Как человек, прослуживший два десятка лет на офицерских должностях, могу ответственно заявить: нет перед командирами такой проблемы – как одолеть дедовщину. Ответ на этот вопрос знает любой офицер. Проблема в том, как заставить командира выполнять свои обязанности. Сегодня офицеры тысячами бегут на гражданку, досрочно разрывая контракт. Но еще большая беда в том, что десятки тысяч "бегут", никуда не убегая, – просто перестают служить, предоставляя подчиненных самим себе.

Почему такое происходит? И тут за ответом не надо ездить в Москву. Нет стимула заниматься военным делом должным образом. Как нет стимула рваться в ударники рабского труда. И все на фоне крепнущего словоблудия военачальников и президента.

Вот и нынешнее помпезное действо под барабанный бой и фанфары – внятный знак: перемен не будет. Будет и дальше сплошной агитпроп. И дальше военная машина будет ползти одышливым монстром. От одного всеармейского совещания к другому.

Владимир Ермолин, 05.04.2006


новость Новости по теме