ГУВД: Убитые в ауле Тукуй-Мектеб боевики готовили захват школы
Боевики, убитые в ходе спецоперации в Ставропольcком крае, готовили теракт, в том числе захват школы. Об этом в пятницу сообщил РИА "Новости" начальник Управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД Ставропольского края Виктор Барнаш.
Он подтвердил, что в результате спецоперации в селе Тукуй-Мектеб убиты 12 боевиков. "Никто из мирных граждан не пострадал", - сказал Барнаш. Потери федеральных сил составили семь человек убитыми, сообщил Интерфаксу источник в краевом ГУВД.
Между тем РИА "Новости" со ссылкой на данные антитеррористической комиссии краевой администрации сообщает, что уничтоженные боевики входили в "Ногайский батальон", действовавший на территории Чечни. По данным правоохранительных органов, они входили в "Шелковской джамаат".
По словам Барнаша, в четверг днем в двух частных домах в селе на улицах Кирова и Мира была блокирована группа боевиков. На предложение сдаться они ответили огнем. Спецоперация продолжалась почти сутки и завершилась в пятницу. Дома взяли штурмом с помощью спецтехники, убиты восемь боевиков.
Еще троих боевиков застрелили во время продолжающейся в ауле зачистки, сообщил Интерфаксу источник в ГУВД Ставропольского края. По его словам, "есть еще отдельные лица, которым пока удается скрываться, но они заблокированы и также будут уничтожены".
Между тем еще утром сообщалось, что в селе блокировано до шести боевиков. Кроме того, была информация о том, что они могли взять в заложники местных жителей.
Позже в ГУВД заявили, что в селе эвакуированы около 300 жителей. О возможных заложниках сообщений больше не появлялось.
По данным на вечер пятницы спецоперация в Тукуй-Мектебе продолжается, идет адресная проверка. Об этом сообщила РИА "Новости" пресс-секретарь УФСБ по Ставропольскому краю Евгения Андросова. По ее словам, в селе проверяются дома и находящиеся в них люди.
Как рассказал Барнаш, убитые давно попали в поле зрения оперативников, "которые отслеживали их и вели разработку". "Решение о ликвидации группы террористов было принято после того, как была получена информация о том, что они готовят террористический акт, в том числе с захватом одного из детских учреждений Ставропольского края", - заявил он.
По словам Барнаша, чтобы избежать жертв среди мирных жителей, для начала спецоперации был выбран момент, когда боевики находились одни в доме. Они были блокированы, однако заметили передвижение милиционеров и открыли по ним автоматный и пулеметный огонь.
Ранее представители правоохранительных органов излагали иную версию событий: якобы боевики оказали сопротивление, когда в селе шла плановая проверка паспортов. Их заблокировали в трех домах; были также сообщения о том, что боевики могли взять заложников среди мирных жителей. Именно поэтому, как говорили сотрудники правоохранительных органов, некоторое время не начинался штурм.
Однако утром в пятницу представители ГУВД сообщили, что два дома разрушены с применением спецтехники, при этом были убиты два боевика.
Примерно в 10.00 начался штурм третьего дома. Операция проводилась под прикрытием бронемашин с установленными на них крупнокалиберными пулеметами. К этому времени в ауле было уже 300 сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, в небе над селом появились вертолеты. Представители ГУВД заявили, что в Тукуй-Мектеб началась зачистка.
Со стороны правоохранительных органов убиты четыре человека. Прокуратура Ставропольского края возбудила уголовное дело по статье 317 Уголовного кодекса РФ (посягательство на жизнь работников правоохранительных органов) и 222 (незаконное хранение и ношение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ). Прокурор края Сергей Голованев взял расследование дела под личный контроль. Следствие поручено пяти следователям по особо важным делам.
Рейды против боевиков проводятся и в других городах края. По словам представителя местных правоохранительных органов, в Ставрополе операция уже завершена. Задержаны двое лиц, которых подозревают в причастности к убийству сотрудников милиции Карачаево-Черкесии.
Комментарий
"Сегодня, - сказал президент Путин на встрече с журналистами, - в некоторых других регионах Северного Кавказа нас ситуация даже больше беспокоит, чем в Чечне". И правильно беспокоит - за последний год боевики отмечались в Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и в том же Ставропольском крае неоднократно.
Только напрасно Владимир Владимирович перестает беспокоиться по поводу Чечни. Во-первых, республика была и остается центром организованного сопротивления на всем Северном Кавказе. Во-вторых, и там гремят взрывы, хотя бы и квалифицируемые властями как несчастные случаи (неосторожное обращение с газом, например). В-третьих, и в былые годы сезон обострения открывался в Чечне с первой зеленью. И наконец, самое главное: Чечня как средоточие вооруженного противостояния федеральной власти давно уже расползлась за пределы своих административных границ.
Страстное желание Путина как можно скорее снять проблему Чечни с повестки дня, вычеркнуть само это название из новостных лент сыграло с президентом злую шутку: чуткие к кремлевским веяниям СМИ уже было перестали упоминать о мятежной республике да вот жизнь "подбрасывает" новые адреса сражений. Со словом "Чечня" президент справился, а вот с проблемой...
Путин, похоже, уверен, что терроризм можно победить в отдельно взятом селе, городе, крае. В его кабинете, наверное, висит карта, где победными флажками отмечены Грозный, Назрань, Владикавказ, Махачкала, Нальчик. Теперь этапы большого пути можно увенчать флажком возле села Тукуй-Мектеб. Враг отступает. Но куда? Если присмотреться то все туда же – откуда вроде бы с позором был изгнан. По кругу ходить – никаких флажков не хватит.
Сутки боевых действий в российском селе – с применением тяжелой техники, авиации, подразделений спецназа - это не ЧП, а рядовой эпизод затянувшейся войны на Северном Кавказе. Попытки трактовать события в Тукуй-Мектебе как вылазку боевиков-одиночек (к тому же не из Чечни - там-то, как известно, царит мир) - все та же выдача желаемого за действительное. На фоне жертв и разрушений.
Дословно
Александр Бондаренко
Все эти лица ногайской национальности. Когда шли открытые боевые действия на территории Чечни в 90-х годах, они входили в формирования Шамиля Басаева. Позже, когда конттреррористическая операция закончилась, они все рассыпались по "джамаатам" - закрытым мусульманским обществам экстремистской направленности, разбитым по территориям.
РИА "Новости", 10.02.2006