статья Сергей Юшенков: Рассекречены те данные, что мы давно направляем в ООН

Ольга Шорина, 18.10.2002
колл

колл

Правительство России приняло решение снять гриф секретности с отдельных расходов, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности. Корреспондент Граней.Ру Ольга Шорина попросила прокомментировать это событие члена комитета Госдумы по безопасности Сергея Юшенкова.

Ольга Шорина. Депутаты получили рассекреченные Минфином статьи оборонного бюджета страны. Это действительно важные цифры, какой вывод можно сделать из них?

Сергей Юшенков. Это, конечно, определенный шаг вперед, но это не то, чего мы добивались. Мы всегда выступали за открытый бюджет, который бы насчитывал 500-700 статей, а в идеале, как, например, в Америке, не менее тысячи. А то, что предлагается сейчас, - это всего лишь около 100 статей. Разумеется, так лучше, чем было до сих пор, но все равно распределение средств внутри каждой статьи неизвестно, так что нельзя четко проконтролировать, из чего складывается эта сумма и конкретно до кого она доходит. Ну вот, скажем, они пишут "денежное содержание" - только общее, тут и офицеры, и прапорщики, и солдаты. А вообще-то все прописываться должно, начиная с министра обороны и заканчивая рядовым.

О.Ш. Стало точно известно, сколько идет на закупки вооружения, на ремонт, на обеспечение военнослужащих...

С.Ю. Но не указано, какого вооружения, в каком объеме, в каком количестве. Это все филькина грамота. Общая цифра по закупкам вооружения и раньше была. А как насчет расшифровки – "Тополь-М" сколько? Сколько по конкретным видам техники, стрелкового оружия? Нету, а всюду на Западе это есть. Единственное, что засекречено в США, ФРГ, других западных странах, - это процентов 15-20 НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок). То есть у них не весь даже НИОКР засекречен - только действительно какие-то там суперновые проекты. А у нас вся эта область закрыта. Нынешнее рассекречивание, конечно, о чем-то скажет, но не даст представления о том, какие развиваются виды вооружений, какова структура расходов внутри отдельных статей, почему цифры именно таковы, чем они обоснованы. Никто не может сказать, почему по этой вот статье требуется именно столько денег. Если я беру бюджет Америки, то я вижу: численность войск такая-то, цели и задачи такие-то. Для осуществления этих целей и задач нужно то-то, а на это нужно столько-то ресурсов. А здесь ничего же не указано. Вы можете выяснить из этого бюджета, сколько стоит пара сапог? Вот об этом и речь. Этот бюджет по-прежнему закрытый, он позволяет чиновникам внутри каждого раздела произвольно расходовать огромные суммы.

О.Ш. То есть фактически правительство просто сделало вид, что уступило депутатам?

С.Ю. Оно как бы уступило требованию СПС, а СПС сделал вид, что его это устраивает. Вот был бюджетный классификатор, который мы разрабатывали еще в 1994 году. В нем предусматривалось свыше пятисот статей, так что трудно было утаить важные цифры. Теперь внесен еще один законопроект фракцией "Яблоко" - там бюджетный классификатор предусматривает свыше 900 статей. Вот это действительно был бы открытый бюджет. А здесь - ну и что? Мне всегда было смешно на закрытых секретных заседаниях. Что там секретного? Ведь такие данные мы даем ежегодно в ООН. Вот то, что сейчас рассекречено. Это миру уже давно известно - то, что у нас засекречено.

О.Ш. Значит, вы полагаете, что ничего существенного не произошло?

С.Ю. Это профанация. Если вы начнете читать документ, присланный из правительства в Думу, то увидите: вот ведомственные расходы на здравоохранение, специальные учебные заведения, на государственную программу патриотического воспитания. И так далее - весь этот бред, который, собственно говоря, никакого отношения к национальной обороне не имеет. Как никто не знал, какое оружие закупают и в каких объемах, так никто знать и не будет. Как никто не знал, что такое на самом деле продовольствие и вещевое довольствие, так никто знать и не будет. И так далее. У меня есть даже подсказка для Минфина и Минобороны, чтобы довести бюджет до тысячи статей. Вот, например, они пишут: "ведомственные расходы на здравоохранение". Так надо разбить: на зеленку столько-то, на валидол столько-то, на бинты столько-то. По всем лекарствам расписать номенклатуру. Ну что это? Это издевательство, форменное издевательство над Государственной думой, над фракцией СПС, которая встала в позу, что не будет голосовать, если не будет разбивки статей. Ну если фракция СПС проглотила пилюлю, мне жаль своих бывших коллег.

По таким же принципам расписываются и статьи по другим силовым ведомствам. Зеленка, бинты, перекись водорода - такая расшифровка. Мы нигде - ни в Минобороны, ни в МВД, ни в Федеральной погранслужбе - не видим, на что, собственно говоря, идут деньги налогоплательщиков. И это все замаскировано. Это все сознательно скрывается. И я вижу в этом попытку защитить не государственные тайны, а право чиновников произвольно расходовать по своему усмотрению гигантские средства. Вот еще раз о закупках вооружения и техники. Есть общая сумма - 55 миллиардов. А структура - это тайна, что ли? Почему на Западе закрыты данные о затратах только по секретным образцам? Но общая сумма даже по ним указывается, а все остальное разбито - сколько самолетов закупается, у каких компаний, по какой цене, какой конкурс проводился, кто выиграл. Любой налогоплательщик, если захочет точно проследить, куда расходуется его доллар, может все выяснить.

Ольга Шорина, 18.10.2002