Военная реформа снизу
В ноябре 1991 года Верховный совет РСФСР принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Одна из статей этого документа гарантировала россиянам право на альтернативную гражданскую службу (ст. 15). В 1992 году соответствующая поправка была внесена в действовавшую Конституцию. Молодые люди не стали дожидаться, пока неповоротливый российский парламент примет закон об альтернативной службе, и начали отказываться от военной службы и отстаивать свои права в суде.
Москвич Александр Чижиков, после второго курса бросивший Бауманский институт, получил повестку в начале 1993 года. Внимательно прочитав Конституцию, он заявил в военкомате о своем желании пройти альтернативную службу и отказе служить в войсках, а также мести двор военкомата. Против парня возбудили уголовное дело за уклонение от очередного призыва. Саша решил защищать себя в суде самостоятельно и отказался от адвоката. Незадолго до суда он обратился за советом в районную юридическую консультацию, где ему сказали, что специалистам консультации не разрешают давать советы тем, кто уклоняется от военной службы.
В ходе судебного процесса судья упорно называл альтернативную службу "альтернативной военной службой" и объяснял, что в Америке правом на нее пользуются только женщины. Он как-то не уследил за тем, что за 11 лет до судебного разбирательства по делу Саши Чижикова армия США стала профессиональной. Прокурор потрясал старой редакцией Конституции, настаивая на том, что об альтернативной службе в Основном законе ни слова не говорится. Чижиков предложил юристу ознакомиться с более свежей версией, которую на всякий случай принес с собой, но прокурор с негодованием отказался: "Не стану я читать Конституцию, в которую 400 поправок внесли". Районный суд приговорил Чижикова к году лишения свободы. Через месяц Мосгорсуд заменил приговор на условный. Этот месяц Саша повел в "Матросской тишине".
У Станислава Григорьева из Солнцева был общественный защитник - Сергей Сорокин, возглавляющий движение "Против насилия". Станислав заявил о своем отказе от военной службе еще до внесения поправок в Конституцию, только на основании статьи 15 Декларации прав и свобод. Но судили его гораздо позже, в 1993 году - суд в Солнцево перегружен уголовными делами. Прокурор настаивала, что Станислав должен был подать в военкомат заявление, указав, что в соответствии с Конституцией он имеет право на альтернативную службу. Сорокин несколько раз объяснил ей, что дело было возбуждено раньше, чем в Конституции появилась эта статья, после чего прокурор предложила защитнику завершить спор после заседания, поскольку "суд - не место для выяснения юридических тонкостей". Станислав получил год условно.
После этих и еще нескольких случаев условные приговоры стали обычной практикой, потом появились многочисленные инструкции и брошюры, объясняющие призывникам их права и описывающие алгоритм действий, если возникает желание пройти альтернативную службу. Движение "отказчиков" стало массовым, и даже самые ортодоксальные военные вынуждены признать: альтернативная служба нужна. А пока не принят закон, ребятам можно посоветовать внимательно следовать правилам, которые выработали Движение "Против насилия" и Антимилитаристская радикальная ассоциация. Обычно это помогает избежать тюрьмы.
Статьи по теме
Военная реформа снизу
Прокурор потрясал старой редакцией Конституции, настаивая на том, что об альтернативной службе в Основном законе ни слова не говорится. Чижиков предложил юристу ознакомиться с более свежей версией, которую на всякий случай принес с собой, но прокурор с негодованием отказался: "Не стану я читать Конституцию, в которую 400 поправок внесли". Районный суд приговорил Чижикова к году лишения свободы.