статья Кому нужны виртуальные деньги

Владимир Темный, 30.05.2001
Любовь Куделина 8 марта 2001 года. Фото AP

Любовь Куделина 8 марта 2001 года. Фото AP

Заместитель министра обороны против того, чтобы увеличивать денежное содержание военным в 2-2,5 раза, как то предусмотрено законом, недавно принятым Госдумой и одобренным Советом Федерации. Как стало известно Граням.Ру, Любовь Куделина, замминистра и начальник Главного военно-экономического управления МО, пытается притормозить, а то и заморозить процесс приравнивания окладов военных к окладам госчиновников. Как известно, именно это устанавливает закон "О внесении изменений в ст.12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с большой помпой принимавшийся обеими палатами Федерального собрания.

Куделина, по уверениям источника "Граней" в военном ведомстве, склоняет министра обороны Сергея Иванова обратиться к президенту с просьбой наложить вето на принятый парламентом закон. Главный довод таков: в бюджете нет средств для его выполнения. По оценке Госдумы, на это понадобится 37 млрд рублей. Минфин называет свою цифру - 60 млрд рублей. Любовь Куделина, судя по всему, не подвергает сомнению выкладки коллег. Более того, она и сама в бытность минфиновским куратором силовых ведомств твердо держалась того мнения, что в обозримом будущем финансовую участь военных существенно не изменить. В беседе со мной осенью прошлого года Любовь Кондратьевна эмоционально высказалась против накачивания бюджета виртуальными деньгами, что не раз ставило армию в трудное положение и лихорадило федеральных бюджет в целом. Похоже, сегодня, уже пользуясь ключевой позицией в Минобороны, Куделина преисполнена решимости "похоронить" популистский, с ее точки зрения, закон.

Таким образом, пружина интриги вокруг денег для армии, возникшая после того, как Владимир Путин пообещал решительные перемены в финансовом обеспечении Вооруженных сил, не ослабевает, а скорее наоборот - сжимается все туже. Если все-таки поверить Минфину (а он сопротивлялся закону с самого начала, достаточно обратиться к письму Кудрина Строеву, в котором министр финансов предупреждает, что денег на благое начинание нет), то действительно шесть десятков миллиардов рублей торпедируют и оборонный, и в целом федеральный бюджет. Не спасает, утверждают финансисты, и разброс этой суммы на два бюджета - 2001 и 2002 годов. Самое главное, эта сумма за два-три года неизбежно разбухнет под воздействием инфляции. Автоматическая же индексация, предусмотренная для гражданских бюджетников, распространившись на без малого миллион контрактников (офицеров, прапорщиков, сержантов, рядовых) в момент сожрет статьи расходов на содержание Вооруженных сил. И через год-два нынешний политический триумф президента, поселившего в армии надежду на финансовое возрождение, обернется параличом бюджета. В первую очередь - оборонного.

Именно об этом, но в более деликатных выражениях, и пытается сообщить Кремлю Любовь Куделина. Хотя и понимает наверняка, что ее активность раздражает политиков и военных.

Прислушается ли к своему заместителю Сергей Иванов? Сомнительно, чтобы он пошел на столь непопулярный шаг. В последнее время новый министр старается понравиться армии, сообщая ей только приятные новости. Кроме того, как дисциплинированный чиновник президентской администрации, он, конечно, все десять раз согласует и с советниками президента, и с самим ВВП. Вполне возможно, будет принят вариант негласной, растянутой во времени корректировки сроков, прописанных в законе. Способ не новый. Но только мина, заложенная под бюджет, от этого менее взрывоопасной не станет. Слишком велики суммы, о которых идет речь. Слишком чувствительны будут военные к любым ухищрениям, отбирающим у них обещанный рубль.

Можно ли в этой ситуации ожидать, что г-жа Куделина, как профессионал, не желающий принимать участие в авантюре (которую, к слову сказать, на нее же и повесят), добровольно подаст в отставку? Вряд ли. В среде современного российского чиновничества такие явления крайне редки. А значит, внешне Минобороны и далее будет демонстрировать единодушие позиций всех членов команды. Вернее сказать, крепкой и здоровой военной семьи.

Владимир Темный, 30.05.2001