Более половины россиян выступают против срочной службы
Больше половины граждан России не желают, чтобы их родственники служили в армии. Число россиян, выступающих за переход к контрактной армии, выросло впервые за восемь лет – против срочной службы высказались 54 процента граждан. Таковы данные опроса "Левада-центра" по вопросам военной реформы и, в частности, призыва в Вооруженные силы, сообщает Газета.Ру.
За всеобщую воинскую повинность, по данным социологов, выступает 39 процентов россиян. В 2002 году таких было 27 процентов, в 2008 году – 45 процентов. 57 процентов – не хотят, чтобы их родственники служили в армии. А 34 процента, наоборот, выступают за службу своих близких.
Для сравнения "Левада-центр" приводит результаты аналогичного опроса в 1998 году: соотношение 84 к 13.
Основные причины нежелания отпускать в армию близких – это дедовщина (37 процентов), гибель или ранение в конфликтах (23 процента), бесправность и унижение со стороны офицеров (13 процентов), тяжелые условия службы (11 процентов), пьянство и наркомания (10 процентов).
Скептицизм россиян в отношении боеспособности армии тоже вырос. На 10 процентов снизилось число полагающих, что армия сможет защитить Россию от военной угрозы. Сейчас оно составляет 63 процента. Всплеск доверия к армии, отмечают социологи, пришелся на 2008 год в связи с событиями в Южной Осетии и Абхазии – тогда в ее эффективность верили 73 процента.
Опрос "Левада-центра" проводился 29 января – 1 февраля по репрезентативной выборке 1600 россиян в возрасте от 18 лет в 127 населенных пунктах 46 регионов страны. Статистическая погрешность не превышает 3,4 процента.
Комментарий
Рост отвращения к срочной службе среди россиян будет расти и дальше. Терпимое отношение к ней было связано с переходом на 12-месячную службу, с заверениями военных о естественной кончине дедовщины, с ожиданиями граждан, связанными с сокращением армии – плохих офицеров прогонят, хороших поддержат рублем, таким отцам-командирам – чего бы не доверить сыновей.
Но все пошло не так. Очень быстро выяснилось, что гидра дедовщины обрела новое обличье – теперь молодых бьет и угнетает контрактник. А офицеры, сколько бы они не получали, привычно доверяют рутинную воспитательную работу с новобранцами все тем же дедам, то есть контрактникам. Риск вернуться домой инвалидом, а то и вовсе не вернуться, пожалуй, теперь еще и больше, чем было в доконтрактную эру. Поэтому самая впечатляющая цифра в исследовании социологов – 34 процента россиян, желающих своим близким доли новобранца срочной службы. Никого не хочу обидеть, но, возможно, опрашивали тех отцов и матерей, что уж и не знают как бы передохнуть от своего чада, хотя бы годик. Впрочем, цифра эта также свидетельствует об успехах официальной пропаганды восхвалений и умалчивания, которая в последние два-три года превращает армию в оздоровительный профилакторий.
Логично, что при наличии срочной службы, которая ни богу свечка, ни черту кочерга, увеличивается скептическое отношение россиян к качеству самих Вооруженных сил. Из перемен к лучшему пока просматривается рост благосостояния офицеров. Но когда этот фактор начнет непосредственно влиять на боеготовность армии и безопасность тех, кто обретается в казармах и кубриках, сказать невозможно.
Ясно одно, почти 60 процентов россиян видит в армии обузу бюджету и угрозу их собственным детям. Это немалая цифра.
Владимир Темный