Сформирован теневой кабинет Ичкерии
25 августа на чеченских сайтах были опубликованы указы лидера Ичкерии Абдул-Халима Садулаева "о реформировании системы государственной власти и управления". Указам предшествовало обращение Садулаева к чеченскому народу, в котором он раскритиковал деятельность эмиссаров за рубежом и объявил о начале государственной реформы в условиях военного времени.
Основная идея ичкерийской перестройки заключается в создании на территории Чечни подпольного государства. Понимая, что война с Россией - дело долгое, руководство боевиков решило продолжить госстроительство в условиях продолжающейся войны. Иначе говоря, параллельно с официальной пророссийской властью на территории Чечни будет функционировать военно-полевая власть моджахедов.
В своем обращении Садулаев дал понять, что задача эта сложная и "не все может получиться", но "лиха беда начало". У предков-то получалось нечто подобное. Во время Кавказской войны в 19-м веке на протяжении более 20 лет в Чечне и Дагестане по соседству с гарнизонами царских войск успешно действовал Имамат Шамиля - со своей армией, шариатскими судами и полицией. Почему бы и нынче не попробовать.
Садулаевские указы объясняют, как именно будет устроено правительство теневого государства. В нем будет четыре блока: силовой, внешнеполитический, социально-финансовый и информационный. С силовым блоком все очевидно. Его возглавит тот, кто уже давно координирует всех боевиков на Кавказе, – Шамиль Басаев. Он возводится в ранг первого вице-премьера. Информацией и пропагандой займется человек, который занимается этим с 1991 года, – Мовлади Удугов. Удугова и экономику будет контролировать лично премьер, он же президент – Садулаев.
Внешний блок правительства, то есть ту часть, что отвечает за контакты с внешним миром, в том числе и с Россией, будет курировать Ахмед Закаев, возведенный в ранг вице-премьера. Соответственно, исходя из новой структуры власти, в случае начала переговоров с Москвой собеседником российских чиновников вновь будет Ахмед Закаев.
Посадив рядом с собой по одну руку Басаева, по другую Закаева, Садулаев дал внятный знак Москве: вот диапазон моих действий - от радикального силовика до умеренного сепаратиста. И кому играть первые роли, зависит теперь в немалой степени от политики Кремля.
Статьи по теме
Власть от Аллаха
После известия о смерти Аслана Масхадова многие прочили на пост президента Ичкерии кого-то из влиятельных полевых командиров - Шамиля Басаева или Доку Умарова. Однако преемником погибшего лидера сепаратистов стал председатель шариатского суда Абдул-Халим Садулаев, который никогда не был воином, но пользуется авторитетом как религиозный идеолог. Впрочем, вряд ли Садулаев будет обладать безусловным контролем над всеми группами боевиков.