Алханов: Мы готовы к переговорам с боевиками
Руководство Чечни готово к переговорам с представителями или руководителями сепаратистов. Об этом, как передает Newsru.com со ссылкой на Интерфакс, заявил президент республики Алу Алханов на пресс-конференции в Москве. "Мы готовы к диалогу с любым человеком, который готов взять на себя ответственность и выполнять договоренности", - сказал Алханов. "Если какой-то полевой командир скажет, что с ним 100 человек и на таких-то условиях они согласны вернуться к мирной жизни, то мы, конечно, поддержим эту инициативу", - подчеркнул президент.
Отвечая на вопрос о возможности контактов с лидером Ичкерии Асланом Масхадовым, Алханов ответил: "Я не уверен, что Масхадов сможет дать такие обязательства и выполнять их". "За Басаева, я думаю, вопросов нет - он признанный международный террорист", - добавил президент Чечни.
Алханов сообщил, что руководству Чеченской Республики известно, где находится Масхадов. "У нас есть определенная информация, где он может сейчас находиться, но пока это - просто информация, - сказал он. - Что касается слухов, что Масхадов хочет сдаться, встретиться с матерями (с представителями Союза комитетов солдатских матерей. - Ред.), уехать, то я это комментировать не могу", - сказал Алханов.
Президент также подчеркнул, что готов видеть все политические силы республики на парламентских выборах в 2005 году. "Я хочу видеть в новом парламенте здоровые силы, которые будут работать на благо республики", - отметил Алханов. Кроме того, сказал он, необходимо, чтобы в новый парламент пришли работать люди, "четко себе представляющие, в чем первопричина, а в чем причины сложившейся ситуации, и готовые работать вместе со мной по ночам над решением проблем".
Одновременно Алханов призвал рядовых боевиков к сотрудничеству с властями. "Любой человек, который хочет вернуться к мирной жизни - мы готовы его принять, предоставить ему работу и нормальную жизнь", - заверил Алханов. Говоря о гарантиях безопасности бывшим боевикам, добровольно сложивших оружие, Алханов подчеркнул: "Я вас уверяю, я готов выйти на руководство страны и стоять за те просьбы (личной безопасности бывших боевиков. - Ред.), и я уверен, мы найдем поддержку, как уже было неоднократно".
В то же время президент Чечни заявил, что считает своей основной задачей "ликвидацию главарей бандформирований". "Нужно применять конкретные меры против конкретных лиц, что мы и собираемся делать, - сказал президент. - Мы знаем, с какими именами народ связывает теракты. И у нас есть все силы, чтобы с этим бороться".
В мвязи с этим в Чечне принимаются определенные меры по координации действий силовых структур, сообщил Алханов. "В Беслане, в нападениях на Назрань и Грозный многое было связано с взаимодействием, координацией силовых органов, и здесь сейчас принимается ряд мер, чтобы эта координация носила четкий характер", - сказал он.
Алханов сообщил, что проводится в Чечне работа и по созданию единых подразделений по предупреждению терактов. "О деталях говорить нет необходимости, но в целом меры, которые принимаются, будут способствовать тому, чтобы ситуация на Северном Кавказе была стабильной", - подчеркнул президент Чечни.
Президент еще раз подчеркнул, что терроризм в Чечне имеет международный характер. По его словам, руководство Чечни располагает данными, с кем конкретно связаны террористы и кто их финансирует. "У нас есть информация, с кем конкретно связаны террористы и кто их финансирует. Финансирование и организация имеет четкий международный характер, но у нас есть все силы сделать так, чтобы Чечня перестала быть очагом терроризма", - заявил Алханов.
Комментарий
Заявление Алу Алханова о готовности к переговорам с сепаратистами явно готовили, вымучивали, стараясь подгадать нужный момент. Не исключено, что инициатива "солдатских матерей", собирающихся вступить в контакт с Асланом Масхадовым, подтолкнула Кремль к действию. Снова была запущена игра, начатая в апреле этого года министром обороны Сергеем Ивановым и Ахмадом Кадыровым. Первый грозился найти и уничтожить ичкерийского президента, второй намекал, что может подыскать уютный домик в Гудермесе, где Масхадов мог бы провести остаток жизни.
Сейчас ситуация почти повторилась. Рамзан Кадыров и замначальника УФСБ по Чеченской Республике Александр Потапов поочередно то угрожали Масхадову, то предлагали пойти на контакт. Кадыров-младший заявлял, что мог бы замолвить перед федералами словечко, а представитель ФСБ туманно намекал на возможность появления Масхадова в Страсбурге. При этом оба не забывали грозить лидеру сопротивления Лубянкой и "Белым Лебедем" (изолятор в Пятигорске, где содержат пленных боевиков).
Масхадову предлагали устроить встречу с Рамзаном Кадыровым или через лидеров cеверокавказских республик (Дзасохова или Зязикова) выйти прямо на федеральный центр. Но при этом дают понять, что говорить можно только о капитуляции, а статус Масхадова на переговорах – это статус беглого мятежника, просящего о пощаде.
Распространено мнение, что Кремль не собирается говорить с Масхадовым. Но есть основания полагать, что это не так. Проблема заключается лишь в том, что руководство России хотело бы видеть результат этих переговоров до того, как они начнутся. Для этого Масхадова нужно лишить всех его козырей: опоры на военно-финансовый потенциал Шамиля Басаева, легитимного президентского статуса, популярности среди немалой части населения Чечни. Также для Кремля очень важно, чтобы начался именно внутричеченский диалог, когда Масхадов договаривался бы с Алхановым и Кадыровым, а не с Путиным. Нужен политический эффект от самой процедуры переговоров, чтобы торжество путинской политики в Чечне было продемонстрировано ярко и однозначно, без всяких там "с одной стороны, с другой стороны...".
Вся эта пропагандистская артподготовка сопровождается телесюжетами о вольготной жизни бывших масхадовских соратников, сдавшихся федералам, и о невзгодах тех, кто сохраняет верность президенту Ичкерии, но загнан в угол и истекает кровью от ран. Однако реальность не столь радужна. По последним данным, обнародованным представителем МВД на Северном Кавказе генерал-майором Олегом Хотиным, за 9 месяцев в Чечне погибли 649 сотрудников МВД (за тот же период прошлого года - 414).
Сомнительно, чтобы Масхадов согласился капитулировать и молить о пощаде. И в Москве не могут этого не понимать. Но тогда Западу можно будет указать на несговорчивость чеченского лидера: вот, мол, мы уж и так и эдак, а он уперся. Дискредитация Масхадова и самой идеи переговоров с ним – вот цель всех показных миротворческих жестов, производимых в Грозном и в Москве.
Иван Свенцицкий
Дословно
Алу Алханов
Любая инициатива, которая приблизит нас к миру, я считаю, любые переговоры, любой диалог с командирами возможен.
Я против переговоров c Масхадовым, они ни к чему не приведут. Я не против того, чтобы Масхадов сказал: "Уважаемый чеченский народ, моя политика не привела ни к миру, ни к добрососедству. Я считаю не в праве называть себя президентом республики".
Интерфакс, 25.10.2004
Статьи по теме
Сказано - выбрано
Президентские выборы в Чечне - это вам не Олимпийские игры: тут все предсказуемо. Кремлевский кандидат Алу Алханов получил, по последним данным республиканского избиркома, примерно три четверти поданных голосов. Правда, официальный показатель активности избирателей вызывает некоторые сомнения. Но здесь опять-таки не Олимпиада: важно не участие, а победа.
Почему в Багдаде спокойнее, чем в Грозном
9 мая исполняется месяц с дня взятия американскими войсками Багдада и фактического окончания войны в Ираке, которая оказалась гораздо более быстротечной, чем предполагали отечественные политики и стратеги. Между тем день победы России в многолетней чеченской войне по-прежнему далек. Этнополитолог Эмиль Паин предлагает читателям Граней.Ру сравнительный анализ двух конфликтов и путей их разрешения.