Масхадов готов принять солдатских матерей
Президент Ичкерии Аслан Масхадов приветствует мирную инициативу солдатских матерей России, заявил специальный представитель Масхадова Ахмед Закаев. "Мы готовы встретиться с представителями Союза комитетов солдатских матерей для обсуждения возможности прекращения огня и начала переговоров", - заявил Закаев, которого цитирует один из сайтов чеченских сепаратистов.
В состоявшемся в среду телефонном разговоре с исполнительным секретарем Союза комитетов солдатских матерей Валентиной Мельниковой Закаев сообщил ей, что обращение солдатских матерей к командирам чеченских вооруженных формирований, опубликованное на прошлой неделе, вызвало положительную реакцию "как в правительстве ЧРИ, так и среди рядовых бойцов сопротивления и в чеченском обществе в целом".
В ходе телефонной беседы достигнута договоренность о встрече представителей СКСМ и чеченского руководства, которая состоится в ноябре в одной из западноевропейских столиц.
Комментарий
Солдатские матери, которых Кремль не признает как правозащитников, будут встречаться с лидером сепаратистов, которого Кремль не признает как субъекта переговоров. Непризнанные стороны скорее всего общий язык найдут - кровавая изнанка безнадежно затянувшейся "контртеррористической операции" им хорошо известна. Но в Москве это взаимопонимание наверняка назовут сговором друг другу подобных, то есть врагов России. И конечно, укажут на комичность ситуации: вот, мол, стороны, получающие деньги из одной кассы, ведут между собой переговоры. Все это предсказуемо.
Между тем и Мельникова и Масхадов дают шанс президенту Путину реально если не решить, то существенно продвинуть к решению чеченскую проблему. Уже давно очевидно, что, зациклившись на поддержке промосковского правительства Чечни, Путин вкладывает силы и средства в декорации, рассчитанные на соответствующее впечатление на Западе (хлопоты, кстати, абсолютно пустые). Ни войны в Чечне, ни террора в России от этих усилий меньше не стало. "Груз-200" продолжают доставлять матерям по всей стране. И в политике Кремля нет ни малейшего проблеска, который можно было бы расценить как знак надежды. И вот на этом глухом фоне возникает инициатива, которая дает шанс как-то сдвинуть с места неподъемную проблему. Будь солдатские матери и впрямь наймитами Запада, Путину стоило бы отбить благодарственные телеграммы в штаб-квартиры зарубежных спецслужб. Другого такого шанса у президента может и не быть.
Но пользоваться этим шансом Путин безусловно не будет. Объявляя правозащитные движения пятой колонной, президент сужает круг тех, кто мог бы прийти к нему на помощь в решении чеченской проблемы. Но из всех возможных союзников он выбрал только двух: насилие и страх. С ними он и предполагает победно завершить умиротворение Чечни. Какой бы крови это ни стоило.
И в Кремле стократно согласятся с дальнейшим кровопролитием, лишь бы не дать "шпионкам в юбках" добиться успеха в их миротворческой миссии. Даже если Масхадов в диалоге с СКСМ пойдет на одностороннее прекращение огня или освобождение военнопленных, в Москве этого не только не заметят, но и постараются свести к нулю, сорвать "огнем и маневром". Что будет логичным продолжением путинской политики умиротворения Кавказа и правозащитников.
Справка
Обращение Союза комитетов солдатских матерей России
Мы знаем страшную цену десятилетия вооруженного насилия в Чечне. Это — огромные и невосполнимые потери чеченского народа: сотни тысяч убитых, пропавших без вести, беженцев, руины на месте городов и сел. Это — гибель тысяч наших сыновей — солдат и офицеров. Это – сотни невинных жертв террора. Целое поколение молодых чеченцев и российских военнослужащих искалечено опытом насилия и произвола. Обречены на нищету тысячи бедствующих инвалидов. Горе десятков тысяч семей, потерявших своих близких – вот цена, давно превысившая потери в Афганской войне, которую продолжают платить народы России.
Мы можем только сожалеть о многих миллиардах рублей, отнятых войной у нашего погибающего здравоохранения, образования. Провалились в кровавую мясорубку чеченского конфликта деньги на увеличение пенсий, стипендий и детских пособий.
Десять лет войны не принесли желаемых результатов ни для вас, ни для федеральных властей. По-прежнему из «чеченского тупика» нет выхода. Террор порождает антитеррор и наоборот. Ни в Чечне, ни в России народ не чувствует себя в безопасности.
Господа командиры чеченских вооруженных формирований! Вы будете убивать или вас будут убивать – без конца. Вы ничего не сможете изменить, пока вас не признают субъектом переговоров. Солдатские матери обращаются к тем из вас, кто действительно хочет добра чеченскому народу, с предложением: дать миру шанс и начать переговоры о мирном урегулировании. Мы готовы ехать куда угодно, встречаться с уполномоченными вами людьми где угодно, лишь бы остановить смертельную гонку. Выступая в качестве инициатора переговоров, мы приложим все необходимые усилия, чтобы вовлечь в переговорный процесс представителей руководства Чеченской Республики и администрации Президента РФ, межправительственных и миротворческих организаций, а также влиятельных и уважаемых общественных деятелей.
Начало переговоров поможет разорвать порочный круг и открыть перспективы возрождения нормальной жизни для вас и для нас.
Мы ждем вашего ответа.
Члены Координационного совета Союза комитетов солдатских матерей России
Валентина Мельникова,
Мария Федулова,
Наталья Жукова
13 октября 2004 г.
Дословно
Ахмед Закаев
Конечно, Союз комитетов солдатских матерей - это не главнокомандующий, который может с нуля часов такого-то дня прекратить боевые действия. Но я не согласен с тем, что СКСМ - не воюющая сторона. Наоборот, они - на передовой, ведь это именно их дети гибнут на этой преступной войне.
Опыт первой войны показывает, что наше сотрудничество с СКСМ может быть очень эффективным: благодаря этой организации были спасены не сотни - тысячи солдатских жизней. К тому же это те, к чьему голосу должны прислушиваться и в России, и за рубежом. Ведь якобы именно от их имени, от имени их детей и ради них российские власти ведут войну. И если солдатские матери скажут, что эта война им не нужна, российское общество, которое пять лет проявляло безразличие к происходящему в Чечне, может изменить свое отношение. Если не сегодня, то завтра. А Путин может продолжать войну только в условиях безразличия общества.
Надеюсь, что к голосу солдатских матерей России прислушаются и на Западе. И в мире найдутся люди, которые примут решение не исходя из конъюнктуры большой политики, а подумав о том, сколько людей гибнет в Чечне.
Почему именно СКСМ? Еще и потому, что Масхадов отреагировал на их инициативу. Если с подобными заявлениями выступят другие общественные организации, Масхадов также положительно отреагирует.
Грани.Ру, 20.10.2004