Масхадов: Победа будет за нами
Информационно-аналитический центр при президенте Ичкерии распространил текст интервью с Асланом Масхадовым, записанного 20 июня. В интервью, поступившем в редакцию Граней.Ру, Масхадов подтвердил свою готовность к переговорам с Москвой при условии предоставления гарантий безопасности чеченскому народу.
Комментируя сложившуюся в Чечне ситуацию, Масхадов заявил, что руководство России пребывает в растерянности. По мнению ичкерийского лидера, план федералов заключался в том, чтобы "кровавыми руками Кадырова выполнить самую грязную работу". Однако, как считает Масхадов, единственный путь к окончанию войны - перемирие, которое власти Ичкерии предлагают российскому руководству. Второй путь, говорит Масхадов, - "так называемые выборы, на которые пойдут рабы, выродки".
Осуждая "лицемерную политику Путина", которой он "выставляет себя на смех перед всем миром", Масхадов отмечает, что то же самое было и раньше.
"Второй путь", или выборы Масхадов категорически отвергает, заявляя, что подчиненных ему сил хватит на 10-20 лет вооруженной борьбы. При этом Масхадов признает, что "часть людей, не выдержав испытаний, перешла на ту сторону". Однако, по мнению президента Ичкерии, таким образом лишь определился "состав верных, которых уже ничем не обмануть и не соблазнить".
Что же касается президента Чечни, который будет избран в августе, то он, по словам Масхадова, "будет властвовать, пока до него не доберется рука моджахеда".
Кроме того, Масхадов, как и Басаев, заявил, что летом боевики активизируются. При этом, как следует из текста интервью, в случае отказа НАТО или Евросоюза помочь чеченским сепаратистам в их борьбе, введя миротворческие силы, они готовы - при условии вывода российских войск - гарантировать России укрепление своих южных границ, чтобы не допустить влияния на Каспий через Чечню других стран "при том, если Россия будет нас понимать и помогать", - говорит Масхадов.
Справка
К вопросу об оценке людских потерь во второй Чеченской войне
По оценкам Союза комитетов солдатских матерей России, официальные данные о людских потерях во второй Чеченской войне занижены, по крайней мере, в два раза (примерно так же, как это происходило в период первой чеченской кампании).
Эти оценки базируются:
во-первых, на данных, полученных от региональных организаций солдатских матeрей (несовпадение данных военных властей с числом реально полученных в регионах "похоронок");
во-вторых, на данных, полученных из Центра судмедэкспертизы в Ростове (несовпадение официально признанных людских потерь на каждый день с числом поступающих в лабораторию тел погибших для опознания);
в-третьих, на несовершенстве системы учета людских потерь.
Командиры частей, предоставляющие данные о числе погибших, могут учитывать только тех, кто погиб на поле боя и при условии, что их личность не вызывает сомнений. Не могут учитываться в качестве потерь раненые, умершие в ходе транспортировки или после доставки в медицинское учреждение. Раненые, умершие в госпиталях, должны учитываться отдельно в медицинской статистике. В общие данные о людских потерях, официально называемые военными властями, эта категория погибших не включается.
Помимо этого, все пропавшие без вести, попавшие в плен, или убитые, останки которых не найдены, или тела "забытых", по тем или иным обстоятельствам, на поле боя автоматически зачисляются в категорию "самовольно оставивших части" и таким образом выпадают из данных о потерях.
в-четвертых, следует также учитывать безусловную заинтересованность командиров частей в уменьшении данных о потерях, направляемых вышестоящему командованию, и особенно заинтересованность в этом различных военных ведомств, каждое из которых ведет свою статистику потерь (МО РФ. МВД РФ, погранвойска, железнодорожные войска и т. д.).
Таким образом, при общих оценках потерь людских ресурсов следует иметь в виду следующие обстоятельства:
1. Конкретные оценки людских потерь существенно зависят от принятой методологии учета. Союз КСМР в своих оценках исходит из принципа учета всех видов людских потерь, связанных с войной в Чечне.
2. Точные цифры потерь на каждый момент неизвестны. Сбор точных данных о потерях — это длительный процесс. Опыт показывает, что оценки общественных организаций, прежде всего организаций солдатских матерей, гораздо ближе к реальности, чем официальные данные военных властей. Так, в начале первой Чеченской войны члены Союза КСМР предоставили Генштабу список более 700 военнопленных и пропавших без вести, что в 10 раз превышало те данные, которыми в то время располагали военные.
3. Спор о потерях, а также официальные заявления о потерях со стороны военных властей показывают, что позиция организаций солдатских матерей оказала значительное влияние на общественное мнение. Сейчас военные власти всеми силами стремятся доказать, что они преисполнены заботой о людях и стремятся к уменьшению числа жертв. Вместе с тем существующая система учет, конкуренция между отдельными военными структурами, а также секретность данных об общей численности военнослужащих, "пропущенных" через боевые действия федеральных войск на Северном Кавказе и, в частности, в Чечне (т.е. всех военнослужащих, прибывающих в Чечне на постоянной основе, а также командируемых на определенный срок и заменяемых новыми партиями командированных) сохраняют возможности существенного преуменьшения людских потерь "на своей стороне". Существенным фактором, затрудняющим оценки людских потерь, является закрытость данных об общей численности группировки федеральных войск на Северном Кавказе и в частности в Чечне.
Еще более серьезным является положение с учетом людских потерь на чеченской стороне. Военные власти, как правило, преувеличивают число погибших среди боевиков и в то же время преуменьшают потери среди мирных жителей. По существу число погибших в Чечне людей неизвестно никому, и каждая сторона искажает данные в политических и пропагандистских целях. В первую чеченскую войну СКСМР пытался предложить Масхадову свою технологию учета потерь, но эти предложения не могли быть реализованы.
Союз Комитетов солдатских матерей
Справка
Заявление Аслана Масхадова от 21 июля 2003 года
От чеченских и зарубежных, в том числе и российских, правозащитных, общественных организаций, политических и государственных деятелей, а также отдельных граждан, прилагающих большие усилия по прекращению, колониальной войны России против чеченского народа, в мой адрес поступили вопросы по поводу Концепции обусловленной независимости через международное управление, которую, по моему поручению, разработало МИД ЧРИ в качестве основы для мирного урегулирования чеченско - российского конфликта.
Указанная Концепция является обобщенным результатом предложений международной демократической общественности и учитывает реальные интересы, даже опасения, зачастую воображаемые, России и Европы, связанные с ролью Чечни в кавказском регионе. Данная концепция лишает всякой почвы опасения, которые внушила российская пропаганда части европейской политической общественности, о том, что независимая Чечня будет источником исламского экстремизма, представляющим угрозу для европейских стран. Лишаются всякого смысла утверждения российского правительства об угрозе гражданской войны или угрозе безопасности России с территории независимой Чечни. Данная Концепция гарантирует стабильное демократическое развитие послевоенной Чечни, и, следовательно, будет способствовать стабилизации политической ситуации на всем Кавказе, где, как известно, сосредоточены интересы многих ведущих стран мира. Как неоднократно заявляло правительство Чечни, независимость для чеченского народа не является самоцелью, а лишь средством окончания, по справедливому выражению нашего великого соотечественника А.Авторханова, более чем четырехвекового траура чеченского народа и обеспечения его гарантированной безопасности в будущем. Горький, трагический опыт многочисленных попыток в течение последних двух веков прекратить геноцид чеченского народа путем "широких автономий", "суверенитетов в составе России", подкреплявшихся каждый раз "твердыми гарантиями и клятвенными обещаниями", показывают абсолютную невозможность решения проблемы безопасности, физического сохранения чеченского народа в рамках конституционного пространства России. В прошлом каждая такая попытка оборачивалась трагедией и геноцидом чеченского народа. То же самое, только в больших масштабах и жестоких формах происходит и сегодня.
Следует также отметить, что Концепция обусловленной независимости не противоречит Конституции, Закону о защите государственного суверенитета Чеченской Республики Ичкерия, так как она является лишь иным, мирным способом зашиты права чеченского народа на свободное и безопасное существование. Главным средством достижения указанной цели являются международно-правовые механизмы, которые имеют положительный опыт решения подобных конфликтов. Учитывая, драматические итоги последних лет русско-чеченской войны: сотни тысяч чеченских беженцев, концентрационные лагеря, пытки, массовый грабеж, ежедневный коллективный террор, внесудебные казни, скрытые массовые захоронения, более двух сотен тысяч убитых чеченцев, десятки тысяч искалеченных, уничтоженные города и села, тягчайшие военные преступления и преступления против человечества, заявляю, что безответственная политика Кремля - упорный и последовательный отказ на наши призывы и желание большинства россиян - начать реальные мирные переговоры, не оставляют никаких сомнений в том, что без участия и ответственной политики международного сообщества, мир между Чечней и Россией невозможен. Кремлевские предвыборные имитации "политического диалога" в Чечне обречены на провал, что представляет опасность не только для Чечни и России, но и всему миру. Это - путь в никуда. У чеченского сопротивления достаточно сил, средств и воли продолжать борьбу за свободу чеченского народа до полного освобождения Чечни, что подтверждается самоотверженным героическим сопротивлением малочисленного, истерзанного, истекающего кровью чеченского народа огромной жестокой колониальной Империи на протяжении последних десяти лет. Чеченцы заслуживают свободы, и мы ее добьемся, но вопрос в том, сколько еще человеческой крови будет пролито до того, как Кремль поймет, что с чеченцами надо вести реальный политический диалог, а не политику государственного террора и имитации диалога.
Сегодня уже стало ясно, что из четырехвекового опыта истории взаимоотношений Чечни и России, Кремль не извлек уроков. Отказываясь добровольно использовать цивилизованный правовой опыт человечества в решении политических вопросов, российская сторона упорно отстаивает рутинные имперские амбиции - силой решать политические разногласия. Это не только не приведет к миру в Чечне и России, а, наоборот, расширит диапазон дестабилизации и отбросит нас от мира на долгие десятилетия, с наихудшими для всех нас последствиями.
Стремясь открыть дорогу к взаимоприемлемому миру и положить конец нескончаемому насилию, мы сделали шаг к миру и предлагаем компромиссную формулу "обусловленной независимости через международное управление". Мы убеждены, что эта формула соответствует подлинным национальным интересам не только Чечни, но и России.
Призывая парламенты, правительства демократических стран мира, демократические партии, правозащитные организации, всех, кому дороги человеческая жизнь, мир, права и свободы человека и народов, поддержать указанную программу мирного урегулирования чеченско - российского конфликта, которая представляет собою реальную возможность прекратить убийство чеченского народа, мы в праве ожидать от мирового сообщества, в лице ООН, адекватную реакцию на наше предложение. Это станет доказательством того, что заверения лидеров ряда западных стран, в том числе и Президента США, об их стремлении бороться за свободу наций во всем мире и искоренять деспотические режимы, сеющие террор и насилие - не просто слова, а воля прогрессивного человечества, перед лицом реальной опасности международного терроризма, в борьбе с которым мы по праву себя считаем авангардом.
Аслан Масхадов, Президент Чеченской Республики Ичкерия.
ГИА "Чеченпресс"
21.07.03 г.
Дословно
Аслан Масхадов
И в первый день войны, и сегодня я говорю одно: вывод войск и - за стол переговоров. Главное право народа - гарантия безопасности. Но Путин, сменив Ельцина, здесь начинает войну, то есть - все сначала. Нам главное - получить гарантии безопасности для народа, в остальном - разногласий не будет. С этого пути мы не сойдем.
У нас в Страсбурге и Брюсселе работают Бешаев Селим, Хамбиев Умар, Идигов Ахъяд и другие. Некоторые из них встречались с представителями НАТО. Это ненавистная русским организация, которая с трех сторон окружает Россию. И наши контакты с НАТО им неприятны. Теперь в июле Голландия становится председателем Евросоюза, и их лидер зовет наших представителей на контакты. Мы им не безразличны. А самое главное - стремительные атаки моджахедов, уносящие трупы русских: все это очень нервирует Россию.
Мы говорим Западу: "В той войне вы не помогли нам, и в этой вы не ударили палец о палец для разрешения чеченской проблемы. Но мы справимся сами, с нашей верой и силой. У нас есть силы вести войну и дальше. Заканчивается эра заискивания перед Россией, и на Кавказ влияют уже другие силы и страны. Если же ЕС нам поможет остановить войну, введут миротворческие войска, помогут создать государство, то мы будем развивать сотрудничество с ними. А если вы не будете шевелиться, то найдутся другие, которые просят завершить это с Россией. Мы заявляем России, что если она выведет войска, то мы сами укрепим южные рубежи и не допустим здесь влияния других стран, не пустим их на Каспий через Чечню, но все это при том, если Россия будет нас понимать и помогать".
Все будет хорошо, с помощью Всевышнего! Не должно быть никаких сомнений, что Россия выведет свои войска, и чеченцы обретут свободу. Над этой задачей трудятся настоящие мужчины, и их много.