Нападение на Ингушетию: боевики отходят, захватив оружие и заложников
В Ингушетии федеральными силами блокированы три населенных пункта, производится их зачистка тремя группами спецназа, заявил во вторник в Магасе (Ингушетия) командующий войсками Северо-Кавказского военного округа генерал армии Владимир Болдырев. Об этом сообщает NEWSRU.com со ссылкой на Интерфакс.
Генерал армии доложил полпреду президента РФ в Южном федеральном округе Владимиру Яковлеву, что к настоящему времени обнаружены четыре автомобиля, в которых, как предполагается, боевики продвигались по территории Ингушетии.
"В частности, обнаружены автомобили "Урал" и "Газель", в которых, возможно, находится оружие", - сказал командующий войсками округа.
"Предположительно, боевики отступили по маршруту Галашки-Аршты, другая группа, предположительно, ушла по Транскавказской магистрали", - сказал Болдырев.
К ингушскому селу Галашки, откуда во вторник поступали сообщения о новых перестрелках с боевиками, уже стянута военная техника. Об этом сообщил с места события корреспондент Первого телеканала.
В здешних местах очень густые леса, в которых, как отмечает телеканал, возможно, и рассеялись бандиты.
Военные проверяют машины, документы, особенно пассажиров. Из оздоровительных лагерей эвакуированы дети.
Боевики пытаются уйти из Ингушетии через Ассиновское ущелье, сообщил глава МВД Рашид Нургалиев на встрече президента России с руководителями силовых ведомств, передает РИА "Новости".
В районе села Галашки (Сунженский район Ингушетии) начался бой между сотрудниками правоохранительных органов и отступившими в этот район боевиками. Об этом сообщает Газета.Ру со ссылкой на телеканал НТВ.
Вторгшиеся в Ингушетию боевики захватили в заложники около 20 человек. Также они похитили два грузовика с оружием и военной техникой, сообщает Газета.Ру со ссылкой на катарский телеканал "Аль-Джазира".
В то же время заместитель генпрокурора России Сергей Фридинский заявил, что не располагает информацией о захвате боевиками заложников.
По сведениям источников Газеты.Ру, близких к администрации президента Чечни, в Чечне в последние часы сложилась напряженная обстановка.
Поступили оперативные данные, что нападение на Назрань не было одиночной акцией боевиков - аналогичные операции спланированы и могут быть проведены в самое ближайшее время в Аргуне, Грозном и Гудермесе.
Во всех этих городах Чечни подразделения федеральных сил приведены в повышенную готовность. Кроме того, по словам источника, есть оперативные данные о том, что в горы к незаконным вооруженным формированиям за последние 7-10 дней ушли от 800 до 1000 человек.
Официально власти Чечни эту информацию не подтверждают.
О погибших или раненых пока не сообщается. К селу Галашки отступила часть боевиков, совершивших нападения в нескольких населенных пунктах Ингушетии минувшей ночью.
Истинной целью вторжения боевиков на территорию Ингушетии, по всей видимости, был захват складов оружия и боеприпасов МВД республики. Об этом РИА "Новости" по телефону заявил старший офицер МВД Ингушетии, пожелавший остаться неназванным.
Как стало известно в понедельник к полудню, практически все дежурившие на блокпостах сотрудники МВД Ингушетии и военнослужащие внутренних войск были расстреляны.
По словам офицера, вся операция была тщательно спланирована заранее. Боевики были одеты в милицейскую камуфляжную форму, и для них не составило большого труда захватить несколько блокпостов на федеральной трассе "Кавказ".
Собеседника агентства сообщил, что после захвата блокпостов боевики останавливали проходившие машины, особенно они охотились за грузовыми. Сформировав колонну, боевики направились к оружейным складам МВД в Назрани, загрузили машины оружием и боеприпасами и скрылись в неизвестном направлении.
Одновременно несколько групп боевиков, чтобы отвлечь внимание, напали на отделения милиции в нескольких населенных пунктах, сказал сотрудник МВД Ингушетии.
Касаясь автоколонны с похищенным оружием, офицер сказал, что "поиски пока не дали результата, хотя с этой целью задействована авиация".
В ночь с понедельника на вторник на территорию Ингушетии вторглось до 200 боевиков. Атакованы пограничники, милиция, перекрыта трасса "Кавказ". После пятичасовых боев, потеряв двух человек, боевики ушли в горы. По предварительным данным, убито 28 мирных жителей, 18 сотрудников правоохранительных органов и двое боевиков.
Комментарий
На протяжении последних трех месяцев из стана боевиков то и дело доносились предупреждения: лето на Кавказе, да и по всей России, будет жарким. Этот "прогноз погоды", судя по сегодняшним событиям, не произвел никакого впечатления ни на политическое руководство страны, ни на военное командование. Даже в те часы, когда погибали, как в Брестской крепости, ингушские милиционеры (пять часов шел бой!), министр обороны Иванов спокойно заверял страну: у нас достаточно там сил и средств. Вместе с тем главный военачальник страны не постеснялся заявить, что "не располагает подробностями" - это когда о событиях знали уже миллионы людей по всей стране. Что г-н Иванов не профессионал в области национальной обороны, известно уже давно. Теперь мы знаем, что он убежденный непрофессионал.
Вкладывая в эти дни огромные деньги в переброску одной роты морпехов с Севера на Дальний Восток, разыгрывая фантастические ситуации, когда из окрестностей Пскова надо срочно перебросить роту во Владивосток, армия Сергея Иванова по-прежнему не в состоянии быстро откликнуться на реальную угрозу. А ведь известно, откуда эта угроза исходит и что собой представляет. 200 боевиков - это в сущности рота. Не обученная на полигонах морской пехоты и воздушного десанта, без воздушного и артиллерийского прикрытия, без бронетехники и космической связи, почти походным маршем заходит в российский город и переворачивает его вверх дном, как какой-нибудь заброшенный хутор. И не наскоком, не молниеносным рейдом, а обстоятельно, с осадой укрепленных милицейских и пограничных штабов, никуда не торопясь. Как это было в Грозном, Буденновске, Кизляре и многих других адресах боевой славы российского Генштаба.
И все это происходит в зоне особого внимания силовых структур России, где по идее должны быть сосредоточены самые мобильные и боеготовые части армии и внутренних войск, где ФСБ и ГРУ должны носом землю рыть, отслеживая каждое шевеление противника. О степени профессионализма этих структур говорит такая деталь: до последнего момента федералы готовились к штурму Грозного, окапывались у каждого столба, гвоздили артиллерией окрестные леса. В итоге боевики взяли Назрань.
Самое печальное, что Иванов прав, говоря о достаточности "сил и средств". Когда боевики хозяйничали в городе, убивали мирных жителей, брали штуромом здание МВД, в окрестностях находились армейские подразделения, до полка численностью (около 1500 "штыков"), погранотряд (управление, караульные, хозяйственные подразделения - до 200 "штыков"), в нескольких минутах лета полк боевых вертолетов... И вся эта силища встала на колени перед двумя сотнями боевиков.
Для милиционеров, честно выполнивших свой долг, погибших, так и не дождавшись подмоги от великой державы, руководство страны, наверное, найдет подобающие слова благодарности. И президент лично отметит героев (посмертно). А за провал, военный и политический, отвечать, как всегда, не будет никто. Кроме тех, кто уже ответил за него своими жизнями.
Справка
Рассказ сотрудника ГИБДД Ингушетии
Было около 21 часа 30 минут, когда я услышал выстрелы со стороны Экажевского перекрестка. На патрульном автомобиле я туда выдвинулся, думая, что это обычная стрельба в воздух. На посту меня остановили вооруженные лица в масках. Я предъявил удостоверение сотрудника милиции. Они начали кричать и стрелять мне под ноги, потом перевязали руки скотчем и закинули в помещение ГАИ. Все разговаривали на ингушском языке. "Мы не убиваем сотрудников ГАИ и отдела вневедомственной охраны. Убиваем только оперов, прокуроров и судей, которые похищают и убивают ингушей, продались русским спецслужбам", - сказал один из боевиков. По их голосам было ясно, что все они, - молодые ребята. На моих глаза на посту остановили автомобиль с двумя лицами, которые сказали, что они с уголовного розыска. Их расстреляли на месте и трупы положили рядом. Я видел, как остановили белый "Мерседес", в котором находились прокуроры Белан Озиев, Мухарбек Бузуртанов и еще двое молодых ребят, кажется следователи прокуратуры. Узнав, что это прокурорские работники, их всех вытащили из салона и расстреляли. Каждому сделали контрольный выстрел в голову. На моих глазах расстреляли автомобиль с военнослужащими, которые им не остановился. Я видел рядом с постом труп директора Назрановского рынка. Его посчитали каким-то руководящим милицейским работником, поскольку у него была кобура с пистолетом. Со мной лежали связанными еще несколько сотрудников ГАИ и вневедомственной охраны. Один из боевиков сказал нам, что мы свободны и потребовал бежать в сторону Назрани. Нас вывели из вагончика и мы ушли в город. Оружие и машину у меня забрали. На центральной дороге стояли посты боевиков, которые несколько раз меня задерживали, проверяли удостоверение, и, узнав, что я сотрудник ГАИ, отпускали. Это тоже были ингуши. Они говорили, что мстят за убитых и похищенных ребят. А сотрудников уголовного розыска, спецназовцев, омоновцев убивают за то, что они помогают российским спецслужбам.