Правозащитники подали в суд на президента России и ЦИК
Российские правозащитники подали в Верховный суд жалобу на президента России и Центризбирком. Как сообщил в среду на пресс-конференции директор движения "За права человека" Лев Пономарев, из суда до сих пор не поступило уведомление о том, что жалоба получена. Об этом сообщает Полит.Ру. Жалоба была подана 1 апреля.
Как пояснил Пономарев, президент вмешался в сферу компетенции субъекта федерации, подписав указ о проведении референдума. По закону, выносить конституцию на всенародное голосование – прерогатива парламента Чечни, а де-факто такого органа не существует.
То же и со старой чеченской конституцией: хотя она действительно в ряде пунктов не соответствует Конституции РФ, без решения Верховного суда признать ее недействительной нельзя.
Кроме того, по российскому и международному законодательству нельзя проводить выборы в условиях чрезвычайного положения. В Чечне, как известно, ЧП никто не объявлял, но условия остаются чрезвычайными.
"Путин, подписав указ о референдуме, явочным порядком взял на себя чрезвычайные полномочия", – считает Пономарев.
Помимо конституционных неувязок в жалобе перечислены и фактические нарушения, свидетельствующие о прохождении референдума в условиях ЧП: по свидетельству очевидцев, на референдуме не было общественных наблюдателей, в день голосования продолжалась агитация, а на избирательных участках сидели вооруженные люди.
Депутат Госдумы Сергей Ковалев уверен, что жалоба правозащитников останется без удовлетворения. Тем не менее он видит смысл в этом процессе: "Каждое наше действие, показывающее, что мы не стадо баранов, не, извините, Государственная дума, готовая поддержать любые действия власти, – общественно полезно".
После Верховного суда жалобу направят в Европейский суд по правам человека.
Комментарий
Правовым обеспечением всего, что за эти годы наворотила власть в Чечне, никто особо не занимался. Ни заранее, ни по ходу процесса, ни задним числом. Только президентские указы о наведении конституционного порядка, только постановления Госдумы и правительства во исполнение президентской воли, только приказы министра обороны и директивы начальника Генштаба. Вот и вся правовая база. Так и не решившись ввести на всей территории Чечни чрезвычайное положение (хотя на практике оно существует там уже давно), власть угодила в колею беззакония и выбраться из нее не в силах и по сей день. Да и выбираться, похоже, не очень-то хочется. Зачем? Правовое уродство ситуации замечают в России несколько десятков правозащитников, остальные если и замечают, то помалкивают. А подавляющему большинству россиян и неведомо, что где-то в пределах России сама власть надругалась над Законом в особо извращенной форме. С заграницей, как показывает практика, тоже можно договориться. Тем более что и на Западе права человека часто являются предметом политических манипуляций и торга. Вот и ООН уклонилась от принятия резолюции по Чечне...
Но Сергей Ковалев прав: смолчишь - за думца сойдешь. А это уже слишком.
Статьи по теме
Ложь, видео, референдум
"Я понимаю как; не понимаю зачем", - писал в своем дневнике герой оруэлловского романа. Нетрудно разобраться в том, как обеспечены рекордные показатели явки избирателей и единообразия их воли на чеченском референдуме 23 марта. Немногим сложнее другой вопрос: зачем понадобилась Кремлю эта дорогостоящая затея. Видимо, в путинском окружении считают, что своим участием в голосовании чеченцы навеки связывают себя с Россией, то есть признаются в любви к Старшему Брату.
Читайте комментарий Ильи Мильштейна.
Явка больше чем жизнь
Говорят, назначенную на 23 марта оскаровскую церемонию могут отложить из-за войны в Ираке. Намеченный на тот же день референдум по конституции Чечни состоится при любой погоде, хотя отложить его рекомендуют многие - и Международная Хельсинкская федерация, и партия "Яблоко". Власти агитируют за референдум с помощью хлебной карточки, меж тем как радикалы-сепаратисты грозят "замочить в сортире" всех участников волеизъявления. С одной стороны, "голосуй, или умрешь с голоду", с другой - "не голосуй, а то умрешь от пули".
Читайте комментарий Ильи Мильштейна.
Последний бросок в урну
Главу чеченской администрации Ахмада Кадырова словом не прошибешь. Мрачноватый экс-муфтий не всегда прислушивается даже к влиятельным людям из Москвы - что уж говорить о европейских радетелях прав человека. Но вот представитель Совета Европы мягко посоветовал г-ну Кадырову наделить живущих в Ингушетии беженцев правом голоса на референдуме по конституции Чечни - и Ахмад-хаджи послушно согласился. О том, что стоит за неожиданной уступчивостью Кадырова, читайте в комментарии Ильи Мильштейна.