Чечня
Статьи
Сергей Арутюнов: Чеченская война может продлиться до 2020 года
Прошел месяц с того дня, когда группа чеченских террористов захватила несколько сот заложников в Москве. Как изменило это событие ситуацию в России и в Чечне? Каковы перспективы чеченской войны? Что общего и в чем разница между Чечней и Палестиной? Есть ли пути решения чеченской проблемы? На эти и другие вопросы в беседе с историком Борисом Соколовым в ноябре 2002 года отвечтил известный российский этнограф и культуролог, заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов.
И не хочется, и колется, и прокурор велит
"Да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет", а что сверх того, то от лукавого". Так сказано в Нагорной проповеди. Несчастный архимандрит Филипп, побывавший шесть лет назад в чеченском плену, а ныне оказавшийся под прокурорским прессом, на вопрос о том, давал ли он показания против Ахмеда Закаева, вынужден отвечать: "Есть показания о неразглашении показаний".
Уцененная амнистия
В Пятигорске вскоре будет вынесен приговор чеченскому военачальнику Саиду-Магомеду Чупалаеву. Если суд прислушается к доводам обвинения, ему могут навесить 17 лет строгого режима. Между тем судят Чупалаева за грехи первой чеченской кампании, которые в 1997 году государство отпустило ему и другим боевикам. Этим процессом Москва, похоже, хочет известить всех сподвижников Масхадова – амнистия не про них.
Два капитана второго ранга
На текущей неделе в Москве и Грозном состоялись два ключевых назначения. Один экс-вице-губернатор Подмосковья, Михаил Мень, стал вице-мэром Москвы. Второй, Михаил Бабич, возглавил правительство Чечни. Оба в разное время и по разным причинам не сработались с губернатором Борисом Громовым. На Меня возлагает большие надежды столичный мэр Юрий Лужков, на Бабича – руководство федеральной военной группировки в Чечне.
Партнеров больше чем надо
Вместо очевидно неудобного Масхадова российский президент выбрал партнеров по круглому столу из числа уважаемых граждан Чечни. В воскресенье они пришли в Кремль во главе с Ахмадом Кадыровым. В принципе у Кадырова есть что выбивать из Центра – от бюджета до конституции. Только нет никаких гарантий, что даже при полном непротивлении сторон в Чечне перестанет литься кровь. И не только в Чечне.
Система Станислава Ильясова
В Чечне крупные кадровые перемены. Глава республиканской администрации Кадыров отходит на второй план. Премьер Ильясов, ставленник президентского полпреда в ЮФО Казанцева и президентского помощника по Чечне Ястржембского, перешел на пост федерального министра по делам Чечни. Это назначение оформляет более жесткую политику Кремля на Кавказе. Ильясов не только будет координировать связанную с Чечней деятельность столичных ведомств, но и сохранит контроль над правительством республики. Возможно, это новая модель отношений Кремля с проблемными регионами.
К "блестящим" операциям армия готова
Объявленная в воскресенье Сергеем Ивановым "масштабная, жесткая, но адресная спецоперация" в Чечне, набирает ход. Пришла в движение вся 80-тысячная группировка федеральных войск. В аппарате главы чеченской администрации Ахмада Кадырова Граням.Ру сообщили, что наиболее активно "военные работают в районе Ханкалы, где упал вертолет, а также в Гудермесском, Ножай-Юртовском и Курчалоевском районах". Информация из Чечни приходит крайне скудная. Похоже, первая победа федералами уже одержана – над СМИ.
Басаев хочет остановить войну
В заявлении, опубликованном на сайте "Кавказ-Центр", Шамиль Басаев поведал миру, что это он спланировал и организовал террористическую атаку на Москву. Вряд ли это было так на самом деле – но главный чеченский силовик собирается полностью использовать кровавую посмертную славу Мовсара Бараева и его людей. В своем обращении Басаев приводит две пословицы – русскую и чеченскую. Первая: "За что боролись, на то и напоролись". Вторая: "Войну можно остановить только войной".
Путинская десятина
В телеобращении к нации президент Путин попросил прощения за то, что его спецслужбы "не смогли спасти всех" заложников. Тем не менее в Кремле вот уже второй день принимают поздравления.
Сколько войск в Чечне и как долго их выводить
Террористы добиваются вывода войск. Причем, чуть ли не в недельный срок. Речь идет о 80-тысячной группировке, о десятках военных городках, комендатур, арсеналов с оружием и техникой. Сколько времени может понадобиться для выполнения этого требования? Как гипотетическую, ситуацию согласился прокомментировать специалист по военным перевозкам, полковник в отставке Виталий Колосков.