статья Кранты для флота

Владимир Темный, 01.10.2003
АПЛ. Фото с сайта www.eco-pravda.km.ru

АПЛ. Фото с сайта www.eco-pravda.km.ru

Проблема подъемных кранов для обслуживания стратегических, многоцелевых атомных подводных лодок остается крайне острой, в связи с чем сохраняется "потенциальная возможность очередной серьезной катастрофы". Об этом говорится в письме председателя комитета Госдумы по обороне Андрея Николаева, отправленном 30 сентября на имя начальника вооружений Вооруженных сил РФ-заместителя министра обороны Алексея Московского.

Госдума не первый год пытается обратить внимание и правительства, и военного ведомства на критическую ситуацию, сложившуюся в результате износа спецкранов, обслуживающих стратегические атомные подводные лодки. Еще в 2000 году на имя председателя правительства Михаила Касьянова был отправлен парламентский запрос, в котором шла речь о необходимости срочного выделения дополнительных средств в бюджет на строительство и ремонт спецкранов. Еще в 1999 году главком ВМФ Владимир Куроедов уведомлял Минобороны: "На флоте сложилась критическая ситуация с технической готовностью пневмоколесных кранов, выполняющих работы по перегрузке стратегического вооружения. В настоящее время в ВМФ имеется стотонных кранов - 14 единиц (КС-8362) и сорокатонных кранов 63 единицы (КС-5363). Из них исправны только 3 крана КС-8362 и 17 кранов КС-5363. Остальные краны неисправны и требуют ремонта и списания. В результате на Северном флоте все работы по погрузке-выгрузке БРПЛ (баллистических ракет подводных лодок), в том числе в случае создания аварийной ситуации, проводиться не могут". А возникла проблема по той простой причине, что одесский завод "ИСТРИАН", единственный в СНГ производитель спецкранов для ВМФ, перестал получать из России деньги за уже выполненные заказы. Естественное желание украинцев получать деньги за свою работу в России истолковали как угрозу обороноспособности страны и контракт с "ИСТРИАНом" был разорван. Однако подходящего предприятия в пределах РФ так и не нашли. Два года краны ВМФ России не поставлялись, а старые не ремонтировались. Только после думского запроса в рамках бюджета-2000 было выделено на производство и ремонт кранов 250 млн рублей (при 500 млн потребных).

Прошло три года... Те самые 250 млн рублей так и не дошли до Одессы. А трудолюбивые одесситы к этому времени построили для России 19 кранов, из которые 8 уже отправлены в хозяйство Куроедова. Между тем, российский заказ составляет 75% от общего объема заказов предприятия. Нет оплаты заказа – нет зарплаты. Да много, чего нет. Для украинского предприятия партнерство с Минобороны России оборачивается сплошными убытками.

Думский комитет по обороне, на днях рассмотревший эту проблему вместе с директором "ИСТРИАНа", пришел к выводу, что "основной причиной задержки расчетов Минобороны РФ с ООО "ИСТРИАН" за поставленную и изготовленную продукцию является многолетняя тяжба между ГУВБиФ Минобороны и ВМФ – за счет каких средств и кто, Минобороны или ВМФ, должны провести оплату этой продукции и продолжить финансирование по всему объему государственного оборонного заказа. Дальнейшая задержка с проведением расчетов может в ближайшее время привести к тому, что уже затраченные российской стороной на частичную оплату изготовленных кранов средства могут в безакцептном порядке уйти в бюджет Украины".

Пока Минобороны препирается с подчиненным ему главкоматом ВМФ, ситуация складывается такая: к причалам баз вооружения подходят атомные субмарины, их ядерный боезапас загружают-разгружают краны, чей износ превышает 10 лет и за чью эксплуатацию завод-изготовитель уже принципиально не желает нести ответственности. Качнись, скажем, снаряженная ракета не туда (какая-то железка в кране надорвалась) – и последствия, по своему масштабу, могут быть самыми катастрофическими. Причем, специалисты не исключают, что катастрофа будет ядерной.

История, конечно, поразительная. Какие еще нужны примеры, чтобы продемонстрировать полный пофигизм военного ведомства в вопросах ядерной безопасности. То, что должно было идти заведенным порядком, как часы, что должно было быть защищено от сбоев и разного рода дураков и злоумышленников, уже несколько лет выбивается с шумом и треском – пишутся парламентские запросы, публикуются статьи в прессе, идут обращения к правительству и президенту... И ни одного чиновника "не приземлили" на скамью подсудимых. Никому – даже устного внушения. И куда миллионы канули, тоже никому не интересно – ни генпрокуратуре, ни Счетной палате, ни Минфину. И, что интересно, даже если грянет, креститься никто не станет.
Страна чудес.

Владимир Темный, 01.10.2003