Флэшмоб в законе
"Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (далее - публичное мероприятие)".
31 марта "Яблоко", которому в нынешнюю Думу вход заказан, вновь оказалось в центре парламентской жизни. В первый раз "яблочная" тема стала поводом для противостояния "Единой России" и остальных фракций при обсуждении кандидатуры Владимира Лукина на пост омбудсмена: КПРФ, ЛДПР и "Родина" грозились было не поддержать президентского кандидата с яблочным прошлым, однако все же не решились пойти против воли ВВП, и г-н Лукин, покинув родную партию, отправился следить за соблюдением прав человека.
Вчера же среди бывших товарищей по партии, отстаивавших одно из прав человека – собираться и быть собранным, - омбудсмена не оказалось, а в милицию отправился зампред Сергей Митрохин. Зато приободренные решительностью "Яблока" КПРФ, ЛДПР и "Родина" все-таки проголосовали не в такт с "Единой Россией", а та, в свою очередь, с легкостью прошла первое серьезное испытание, задавив оппозиционные фракции 294 голосами против 137. Поскольку одобренный вчера в первом чтении закон не конституционный, а вовсе даже наоборот, присутствия всех трех сотен единороссов в полном составе не потребовалось.
Антиконституционным этот закон правозащитники считают по той причине, что он, вопреки сказанному в преамбуле, противоречит 31 статье Основного закона, предусматривающей право граждан устраивать мирные сборища. Наибольшее раздражение вызвал запрет кучковаться в непосредственной близости от зданий, занимаемых органами государственной власти. Это, конечно, обидно. Настолько обидно, что Виктор Анпилов даже пообещал, что, если народ лишат первомайских шествий, граждане непременно начнут собираться воинственно и с оружием в руках.
Есть в запрете митингов на территориях, непосредственно прилегающих к органам власти, что-то от запрета на проведение референдума в год выборов. Мотив один и тот же: к чему бередить умы и беспокоить власть. Впрочем, пока не известно даже, что будет считаться "непосредственным прилеганием" – это будет определяться постановлением органов исполнительной власти. Зато совершенно очевидно, что подготовлен новый закон с весьма посредственным прилежанием.
Так, к примеру, вызывает большие сомнения главное достижение законодателей - "уведомительный порядок" собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Хотя бы потому, что орган исполнительной власти "вправе не принимать уведомление" в случае несоответствия целей мероприятия Конституции или самому закону. В таком случае власть просто невежливо не сообщает организатору мероприятия о принятии уведомления. Чем такой уведомительный порядок отличается от разрешительного (он же запретительный), так до конца и не ясно. Но уж точно порядок это не явочный, как где-нибудь в Америке, Германии или Италии.
Есть основания для тревоги и у простых любителей собраться поздним вечером в пятницу в клубе, поговорить о том, о сем. Ведь, согласно закону, собрание, то есть "совместное присутствие граждан, собравшихся для коллективного обсуждения каких-либо профессиональных, организационных, социально-бытовых и иных (курсив мой. - П.М.) вопросов в специально отведенном или приспособленном для этого месте" (коим, несомненно, является каждый клуб), можно проводить лишь с семи утра до десяти вечера. А по ночам, значит, спать надо.
А вот сотрудников Граней.Ру беспокоит другой пункт закона, согласно которому "порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры местного или общероссийского значения, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов". Поскольку здание, где размещается наша редакция, как раз является таким памятником, до выяснения подробностей придется приостановить редакционные собрания.
Впрочем, выход из сложившегося положения, кажется, уже найден. И даже вполне соответствует духу времени. На смену таким устаревшим методам волеизъявления, как митинги, демонстрации и пикеты, грядут флэшмобы. Известно, что эти культовые акции не имеют ни организаторов, ни участников, однако несомненно являются публичными. Очень скоро у россиян войдет в привычку время от времени, мирно прогуливаясь где-нибудь на Манежной площади, вдруг образовать толпу, воскликнуть "Долой!" и разойтись по домам. Как стало известно Граням.Ру, первый такой флэшмоб может состояться 7 мая у Храма Христа Спасителя. Правовые аспекты уже согласованы с юристами: запрет собираться близ культовых зданий на данный флэшмоб не распространяется - ввиду предусмотренного законом исключения для проведения культовых публичных мероприятий.
Справка
Свобода собраний и демонстраций: правовые принципы и новый российский закон
Право на свободу мирных собраний и, соответственно, явочный порядок их проведения закреплены в международно-правовых документах, конституциях и законодательстве развитых демократических стран. Так, в пункте 1 статьи 20 Всеобщей декларации прав человека записано, что "каждый человек имеет право на свободу мирных собраний". В статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах также "признается право на мирные собрания". Согласно Первой поправке к Конституции США, Конгресс не должен издавать законов, ограничивающих "право народа мирно собираться". В соответствии со статьей 8 Основного закона ФРГ, все граждане Германии имеют право собираться мирно и без оружия без уведомления и разрешения. Та же норма содержится в конституциях Ирландии, Испании, Италии, Бельгии и многих других государств.
Укоренился и явочный порядок проведения манифестаций. В США во многих штатах вообще нет существует формальных правил проведения митингов, а действуют лишь обычаи, предписывающие организаторам оплачивать труд полицейских, обеспечивающих безопасность при проведении мероприятия, а также мусорщиков, которые убирают за манифестантами. Такое же обычное право существует и в Англии.
Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит, что что пользование правом на свободу собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно статье 13 Конституции РФ, граждане России имеют право собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Установлен и уведомительный порядок проведения этихз мероприятий. Но законодательная база, помогающая гражданам реализовать это право, до сих пор отсутствует. Действует лишь указ президента РФ # 554 от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования". Он предусматривает, что до урегулирования законом порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования необходимо исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, в соответствии с которой осуществление права на собрания и манифестации не должно нарушать права и свободы других лиц. В Декларации также запрещено использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.
Законопроект, прошедший первое чтение в Госдуме 31 марта 2004 года, гласит, что о проведении митинга, демонстрации, шествия и пикетирования (но не собрания) должно быть сообщено органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления. При этом организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление не было подано в срок или не было принято органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. Организаторы публичных мероприятий обязаны обеспечивать соблюдение указанных в уведомлении условий. Таким образом, в отношении публичных мероприятий (кроме собраний) установлен уведомительный порядок проведения.
А власть, согласно законопроекту, получает возможность вести себя как хочет. Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления вправе не принимать уведомление о проведении публичного мероприятия. Это "непринятие уведомления" фактически является запрещением проведения публичного мероприятия. Кроме того, законопроект в некотором смысле передает исполнительной власти полномочия суда: согласно пункту 1 статьи 12 законопроекта, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления вправе не принимать уведомление о проведении публичного мероприятия, если цели мероприятия и формы его проведения "противоречат общепринятым нормам общественной морали и нравственности". Получается, что именно чиновникам предстоит решать, не противоречит ли общественной морали требование прекратить войну в Чечне, нравственны ли протесты населения против закрытия телеканала и уместно ли выражать поддержку обвиняемому, пикетируя здание суда.
Дословно
Александр Торшин
(О законе, ограничивающем проведение митингов)
Я не вижу здравой логики в принятом Госдумой в первом чтении законе. Мое отношение к нему - настороженно-негативное. Оппозиция только полезет митинговать именно туда, где это запрещено.
Я считаю, что этот закон, если он будет принят, станет большим подарком лимоновцам и другим экстремистам. Если кто-то хочет таким образом обезопасить себя от народных чувств, они не обезопасят себя, а лишь наживут себе врагов.
РИА "Новости", 01.04.2004
Юрий Шарандин
(О законе, ограничивающем проведение митингов)
Шествие и митинги проводятся не для их участников, а для того, чтобы власть их услышала. Но если разрешить проводить митинги и демонстрации только на Северном полюсе, власть не услышит ничего.
РИА "Новости", 01.04.2004
Виктор Озеров
(О законе, ограничивающем проведение митингов)
В мирное время не надо лишать народ данных ему Конституцией прав, в частности, права высказывать свое мнение.
РИА "Новости", 01.04.2004
Элла Памфилова
(О законопроекте, ограничивающем места проведения пикетов)
В этом законе есть недоработки. В нынешнем виде это - чиновничий шедевр по защите бюрократов от народа. В ближайшее время мы направим в Госдуму свои замечания.
Этот закон должен отвечать общепринятым нормам права и конституции не только по форме, но и по существу. В законе остается право на проведение митинга, но какой толк от этого митинга для участников, если они будут проводить его где-то на выселках?
Интерфакс, 1.04.2004
Статьи по теме
Флэшмоб в законе
Единороссовская биомасса радостно одобрила закон, резко ограничивающий гарантированную Конституцией свободу собраний, митингов, демонстраций и пикетов. Однако на хитрую Думу есть средство с винтом. Это занесенный на российские просторы с демократического Запада флэшмоб. Тщательный юридический анализ показывает, что новый закон никак не стесняет молниеносные массовые акции - более того, он берет их под свое покровительство.