Совету Федерации не нравится законопроект о митингах
Совет Федерации может отклонить закон, запрещающий проведение митингов у зданий посольств, заявил в четверг председатель международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов. Как передает РИА "Новости", Маргелов сказал, что "если законопроект "О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях" поступит в Совет Федерации в его нынешнем виде, не исключено, что верхняя палата отклонит его". "Лишать россиян возможности сказать свое слово, напрямую участвовать в народной дипломатии путем выражения протеста против действий иностранных держав чрезвычайно неправильно", - заявил он.
Маргелов заявил, что даже в советские времена люди имели возможность выражать "свой протест против империалистической агрессии у зданий иностранных посольств". "Так было в 1956 году у британского и французского посольства во время событий на Синайском полуострове, в 1967 году - у израильского посольства, во время вьетнамской войны проходили митинги протеста у посольства США", - сказал он.
"Другие запретительные нормы этого законопроекта также надо дорабатывать с учетом того большого пути, который проделала Россия в демократическом развитии со времен начала гласности и перестройки в стране", - сказал Маргелов.
В среду в первом чтении Госдума приняла закон, запрещающий проведение митингов и шествий у здания органов государственной власти, дипломатических миссий, иностранных посольств.
Комментарий
"Не верю!" - сказал бы Станиславский, глядя на календарь. По всему видно, что Михаил Маргелов говорит искренне, не по наущению свыше. И слова выбирает правильные, хотя и осторожные: "не исключено, что верхняя палата отклонит его". Но говорит, говорит, а потом не выдерживает - и звучит из уст его фраза, означающая, что чиновникам нынче можно все: с одинаковой легкостью как откровенничать, так и шутить по случаю первого апреля. "Даже в советские времена люди имели возможность выражать свой протест против империалистической агрессии у зданий иностранных посольств", - говорит Маргелов. Нет, не понять его - пошутил или разоткровенничался.
Впрочем, от этого судьба законопроекта, скорее всего, никак не зависит, потому как сегодня подобного рода антилиберальные законодательные инициативы делятся на две категории: те, которые, вызывая неприязнь у "гражданской части общества", выносятся на рассмотрение Думы в качестве "зонда" и сразу же отклоняются (как поправки о семилетнем сроке), и те, что, вызывая еще большее отторжение, принимаются Думой, одобряются Советом Федерации, а затем благополучно отклоняются президентом (как, скажем, годичной давности проект закона о СМИ) в подтверждение его либеральных взглядов. Впрочем, возможен, наверное, и некий промежуточный вариант, предусматривающий повышение авторитета Совета Федерации, давно утратившего свою политическую значимость. Однако, еще раз взглянув на календарь, хочется повторить за Станиславским.
Справка
Свобода собраний и демонстраций: правовые принципы и новый российский закон
Право на свободу мирных собраний и, соответственно, явочный порядок их проведения закреплены в международно-правовых документах, конституциях и законодательстве развитых демократических стран. Так, в пункте 1 статьи 20 Всеобщей декларации прав человека записано, что "каждый человек имеет право на свободу мирных собраний". В статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах также "признается право на мирные собрания". Согласно Первой поправке к Конституции США, Конгресс не должен издавать законов, ограничивающих "право народа мирно собираться". В соответствии со статьей 8 Основного закона ФРГ, все граждане Германии имеют право собираться мирно и без оружия без уведомления и разрешения. Та же норма содержится в конституциях Ирландии, Испании, Италии, Бельгии и многих других государств.
Укоренился и явочный порядок проведения манифестаций. В США во многих штатах вообще нет существует формальных правил проведения митингов, а действуют лишь обычаи, предписывающие организаторам оплачивать труд полицейских, обеспечивающих безопасность при проведении мероприятия, а также мусорщиков, которые убирают за манифестантами. Такое же обычное право существует и в Англии.
Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит, что что пользование правом на свободу собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно статье 13 Конституции РФ, граждане России имеют право собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Установлен и уведомительный порядок проведения этихз мероприятий. Но законодательная база, помогающая гражданам реализовать это право, до сих пор отсутствует. Действует лишь указ президента РФ # 554 от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования". Он предусматривает, что до урегулирования законом порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования необходимо исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, в соответствии с которой осуществление права на собрания и манифестации не должно нарушать права и свободы других лиц. В Декларации также запрещено использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.
Законопроект, прошедший первое чтение в Госдуме 31 марта 2004 года, гласит, что о проведении митинга, демонстрации, шествия и пикетирования (но не собрания) должно быть сообщено органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления. При этом организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление не было подано в срок или не было принято органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. Организаторы публичных мероприятий обязаны обеспечивать соблюдение указанных в уведомлении условий. Таким образом, в отношении публичных мероприятий (кроме собраний) установлен уведомительный порядок проведения.
А власть, согласно законопроекту, получает возможность вести себя как хочет. Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления вправе не принимать уведомление о проведении публичного мероприятия. Это "непринятие уведомления" фактически является запрещением проведения публичного мероприятия. Кроме того, законопроект в некотором смысле передает исполнительной власти полномочия суда: согласно пункту 1 статьи 12 законопроекта, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления вправе не принимать уведомление о проведении публичного мероприятия, если цели мероприятия и формы его проведения "противоречат общепринятым нормам общественной морали и нравственности". Получается, что именно чиновникам предстоит решать, не противоречит ли общественной морали требование прекратить войну в Чечне, нравственны ли протесты населения против закрытия телеканала и уместно ли выражать поддержку обвиняемому, пикетируя здание суда.
Дословно
Александр Торшин
(О законе, ограничивающем проведение митингов)
Я не вижу здравой логики в принятом Госдумой в первом чтении законе. Мое отношение к нему - настороженно-негативное. Оппозиция только полезет митинговать именно туда, где это запрещено.
Я считаю, что этот закон, если он будет принят, станет большим подарком лимоновцам и другим экстремистам. Если кто-то хочет таким образом обезопасить себя от народных чувств, они не обезопасят себя, а лишь наживут себе врагов.
РИА "Новости", 01.04.2004
Юрий Шарандин
(О законе, ограничивающем проведение митингов)
Шествие и митинги проводятся не для их участников, а для того, чтобы власть их услышала. Но если разрешить проводить митинги и демонстрации только на Северном полюсе, власть не услышит ничего.
РИА "Новости", 01.04.2004
Виктор Озеров
(О законе, ограничивающем проведение митингов)
В мирное время не надо лишать народ данных ему Конституцией прав, в частности, права высказывать свое мнение.
РИА "Новости", 01.04.2004
Элла Памфилова
(О законопроекте, ограничивающем места проведения пикетов)
В этом законе есть недоработки. В нынешнем виде это - чиновничий шедевр по защите бюрократов от народа. В ближайшее время мы направим в Госдуму свои замечания.
Этот закон должен отвечать общепринятым нормам права и конституции не только по форме, но и по существу. В законе остается право на проведение митинга, но какой толк от этого митинга для участников, если они будут проводить его где-то на выселках?
Интерфакс, 1.04.2004
Статьи по теме
Флэшмоб в законе
Единороссовская биомасса радостно одобрила закон, резко ограничивающий гарантированную Конституцией свободу собраний, митингов, демонстраций и пикетов. Однако на хитрую Думу есть средство с винтом. Это занесенный на российские просторы с демократического Запада флэшмоб. Тщательный юридический анализ показывает, что новый закон никак не стесняет молниеносные массовые акции - более того, он берет их под свое покровительство.