Поэт, пилот, актер, Дон Кихот
Написать настоящую песню чрезвычайно трудно. Нужную идею любой сложности - ибо песня без идеи или темы сразу же попадает во второй сорт - нужно уместить в "три куплета - три припева". Желательно, чтобы текст песни был качественным с литературной точки зрения. Для точности выражения идеи необходимо, чтобы каждое слово означало ровно то, что нужно, со всеми смысловыми нюансами. При этом звучание слова должно гармонировать с его окружением во фразе, органично сочетаться с мелодией и также должно работать на главную идею песни. На идею должны работать и аранжировка песни, и ритм, и темп музыки. Мелодия должна заставить слова заиграть, а не поглощать их. Высшим пилотажем считается, когда слова и музыка песни создаются одновременно, а не одно под другое. Наконец, песню нужно правильно спеть, подобрав тембр голоса и даже акцент, и при этом завоевав внимание аудитории, о которой никогда не стоит забывать.
Но и когда выполнены все перечисленные условия и не нарушены никакие жанровые ограничения, песня все равно может получиться неудачной. Потому что в ней должно быть еще что-то неформализуемое, какая-то искорка, которая проникает в сознание слушателя и застревает там, заставляя нас слушать эту песню снова и снова, аплодировать стоя и кричать: "Браво! Бис! Браво, Брель!"
Бельгиец Жак Брель - поэт, композитор и исполнитель - умел как никто справляться с этим капризным и строгим жанром и делал его своим оружием массового поражения публики.
9 октября 1978 года Жак Брель умер от эмболии легких, вызванной раком. 25 лет спустя франкоговорящий мир с трепетом готовится отметить эту дату. В свет должны выйти очередные полные собрания песен Бреля, в музеях Парижа и Брюсселя пройдут ретроспективные выставки. Франция и Бельгия, фирмы звукозаписи Barclay и Philips до сих пор спорят, чей же Брель. Биографы, литературоведы и фанаты спорят, каков же был на самом деле этот человек, дурачивший своими интервью журналистов, а своими песнями - поклонников. И главное, Бреля покупают и слушают до сих пор. В общем-то, только ради этого уже стоит учить французский язык.
Сам певец говорил, что в жизни человека важны лишь два момента - рождение и смерть, а все, что между ними, не имеет большого значения. Жизненный путь Жака Бреля - это дерзания, поиски, авантюры. По его словам, все мы более или менее комфортно устраиваемся в поезде, который везет нас на кладбище - так почему бы не попробовать заставить его сойти с рельсов? Сам Брель ни разу не колебался, когда представлялась возможность перейти на другие пути.
Жак Ромен Жорж Брель родился в 1929 году в Брюсселе, в семье франкоговорящего бельгийца. Брель-старший заведовал небольшой картонной фабрикой. "Мой отец был золотоискателем, - говорил Жак. - Проблема в том, что он это золото нашел". В детстве Брель прошел закалку католической школы и лагерей скаутов. В 18 лет, явно без перспектив на продолжение образования, он начинает работать на фабрике отца. Одновременно вступает в католическую благотворительную организацию "Франш Корде" и с товарищами ездит по стране, выступая перед больными и сиротами со стихами, спектаклями и проповедями. Во "Франш Корде" он знакомится со своей будущей женой - Терезой Михельсен, или просто Миш. "Мы познакомились, когда мне было 17, и просто дружили, - вспоминает она. - Через два года мы вдруг сказали себе: раз мы так хорошо ладим, почему бы нам не пуститься в большую авантюру?".
В 1950 году они поженились, через полтора года у них родилась дочь Шанталь, в 1953 - дочь Франс. К тому времени в крови Бреля уже сидит вирус песни, он потихоньку сочиняет песенки и поет их для семьи и друзей, записывает пробный альбом в бельгийском филиале Philips. И его замечает известный открыватель звезд продюсер Жан Канетти, сотрудничавший с Philips. Канетти разгадал в Бреле перспективного исполнителя и предложил ему поучиться в Париже. Благополучный отец семейства с обеспеченным будущим на отцовской фабрике срывается с места, бросает все и летит в Париж. Миш утверждает, что он спросил у нее разрешения и она отпустила его, поскольку удерживать Жака было невозможно.
Завоевание песни далось Брелю с трудом. Он выступал в кабаре Канетти Les Trois Baudets, ездил по стране, работал над собой не покладая рук, почти не спал, питался только камамбером. Его первые выступления и записи не увенчались успехом. Музыкальный бомонд смеялся над его провинциальностью, а за пережитки "Франш Корде" - искренность, серьезность и склонность к проповедничеству - Жорж Брассенс прозвал его "Аббат Брель". Но Канетти считал, что сдаваться рано, а сам Брель был из тех, кто не отступает перед трудностями.
В 1955 году он встретил Жоржа Паскье, который вскоре станет его лучшим другом Жожо - помощником, шофером и доверенным лицом. Затем произошла вторая знаменательная встреча: пианист Франсуа Робер расширил творческий кругозор Бреля. Он доходчиво объяснил бельгийцу, что тот не сочинит хорошей песни с гитарой в руках, так как знает всего три аккорда, и пора переключаться на другие инструменты. Робер стал постоянным аккомпаниатором Бреля в студии. Вскоре Брель встретил и своего второго постоянного аккомпаниатора-пианиста - Жерара Жуанне, вместе с которым они напишут немало отличных песен (Madeleine, La Chanson des Vieux Amants, Les Vieux).
В 1957 году Брель записал свой второй LP у Philips с заглавной композицией Quand on n'a que l'amour. К нему наконец-то приходит успех вместе с престижной премией Академии Шарля Кро. В 1957 году у Бреля и Миш, бывавшей в Париже наездами, рождается третья дочь, Изабель. Надо сказать, что у Бреля были весьма своеобразные взгляды на отцовство. Он считал, что его нет как института. Жак сначала учился петь и боролся за свою карьеру, затем колесил по всему миру с концертами, затем был занят на киносъемках и в спектаклях. Однако даже когда у него появилось свободное время, он не считал нужным возвращаться в семью, к детям. Как и многие из нас, под эту свою особенность он подобрал соответствующие принципы.
"Что я им могу дать, - спрашивал он. - О чем я могу их спросить, чему научить, когда я дома? Ну, посюсюкаю с ними, а дальше что? Материнская любовь детям совершенно необходима, это факт, но отец для них совершенно лишний. Вот, скажем, отличный хирург, когда приходит домой, играет на бильярде. И дети видят это, а не то, как он оперирует. Разве это для них достойный пример? Матери - это другое дело, они "играют на бильярде" профессионально и всю жизнь. Настоящий мужчина должен показывать детям, как он работает, как он выполняет свою главную мужскую функцию". Иногда он брал дочерей с собой в круизы на яхте или в турне, но их воспитанием занималась исключительно Миш.
В 1959 году четвертый альбом Бреля, La Valse a Mille Temps, делает его звездой. Завоевав песню, он ставит перед собой новую цель - завоевание публики.
К нему приходит импрессарио Шарль Маруани, которого Брель специально просит не отказываться ни от одного контракта. Брель и сопровождающие его музыканты дают 250-300 концертов в год, работая на износ. Песни сочиняются прямо в турне, Брель обдумывает их в гостиницах и самолетах, мучительно подбирает каждое слово и нотку, затем приносит на репетицию уже готовый продукт. Через некоторое время музыканты понимают, "куда" нужно импровизировать. Репетиции, концерты - и в студии для записи хватает всего лишь пары дублей. Изъездивший с Брелем полмира аккордеонист Жан Корте вспоминает, что Брель "гнал так, что все (его музыканты. - Н.Р.) просто подыхали", несмотря на огромное удовольствие от работы с этим талантливым человеком.
Концертируя, Брель не брезгует даже маленькими захолустными клубами. Это его особая политика завоевателя. Можно набрать в столице полный зал поклонников, которые знают все песни наизусть, но слушать его будут с обожанием, некритически. Такие аплодисменты недорого стоят. Гораздо интереснее выступать перед аудиторией, которая тебя почти не знает, которая тебе не доверяет, и заставить ее понять, что ты - качественный продукт.
Брель никогда не боялся провала, он просто не верил в это. В 1965 году прошел его третий концерт в парижском зале "Олимпия". Перед ним "Олимпию" сводил с ума темпераментный рокер Джонни Холидей - публика танцевала в проходах и ломала кресла. По программе вслед за Джонни должна была выступить Марлен Дитрих, но она не дерзнула выступить после буйного француза и заболела. И никто другой не пожелал, чтобы его сравнивали с Холидеем. Вызов принял Брель. На этом концерте произошел беспрецедентный случай: после исполнения новой песни Amsterdam публика не давала ему петь ничего другого, пока он не спел ее на бис.
Турне по Советскому Союзу 1965 года доконало музыкантов, и вскоре после его окончания Брель объявляет, что уходит со сцены. Контрактов оставалось еще столько, что на их выполнение ушло больше года. Наконец, последние аккорды - "Олимпия", Альберт-холл, Карнеги-холл - и самый распоследний концерт чуть ли не в деревенском клубе. В конце выступления вставшей публике Брель говорит просто: "Спасибо. Это оправдывает 15 лет любви".
Свободный Брель начал поход на кинематограф, время от времени возвращаясь в студию для записи новых альбомов. До 1974 года он снялся в 12 картинах, в том числе в фильме "Мой дядя Бенжамен". Две из этих лент он поставил сам - "Франц" и "Дикий запад", фильмы провалились. Он также увлекся летным делом и выучился на пилота, а затем купил самолет. Им постепенно начинала овладевать страсть к путешествиям. Вместе с Жожо они купили себе яхту.
В 1969 году он ставит в Брюсселе и Париже музыкальный спектакль "Человек из Ламанчи" и играет Дон Кихота. Критики восторженно отзывались о Бреле-актере. Через 150 спектаклей он устал и бросил эту роль. Здоровье его уже было подорвано.
В 1974 году Брель узнает о смерти Жожо. Это было для него тяжелейшим ударом, спровоцировавшим стремительное развитие рака. В ноябре ему делают первую операцию по удалению опухоли на левом легком. Написав завещание в пользу своей верной Миш и девочек, Брель вместе с подругой Мадли перебирается на Маркизские острова, "где о смерти говорят как о фрукте". Климат ему не очень подходит, раз в полгода нужно ездить в Европу на обследование, но "Маркизы" стали последней страстью бельгийца. Он купил там еще один самолетик, назвал его Жожо и был для островитян кем-то вроде таксиста, перевозя их через море. Он понимает, что дни его сочтены, и решает провести остаток жизни в одиночестве.
В 1977 году он возвращается в Париж, чтобы записать последние 17 песен. 12 из них вошли в альбом, еще 5 - недоработанных - остались в архиве. По словам Эдди Барклая, Брель не хотел, чтобы они увидели свет. Но нынешние владельцы Barclay с согласия дочерей Бреля и его вдовы включили их в полный сборник сочинений "Большого Жака". Альбом впервые продавали по ныне признанным правилам маркетинга: с объявлением даты выпуска. Магазины получили миллионы предварительных заказов, а на дверях вешали табличку "Бреля нет", когда альбом еще не вышел. В день премьеры очереди у магазинов выстраивались с ночи, напоминая о днях военного голода.
9 октября 1978 года Бреля не стало. Его похоронили на острове Хива-Оа, неподалеку от могилы Гогена.
Хотя на сцене и в студии Брель без устали экспериментировал, никогда не исполняя песню одинаково два раза подряд, основные темы его творчества не меняются. Это нежность и ненависть к обыденности, тупости, мещанству и к рабству - в самом широком смысле этого слова, от рабства в любви до рабства солдата, проливающего кровь на войне.... Каждая его песня - это удивительно точная зарисовка жизненной ситуации или героя, иногда сатирическая и ядовитая, но, как правило, без юмора. Это и ханжи, которые живут "маленькими шажками", с собачками на поводке. Это и музыканты в Садах Казино, которые, расправив усы, играют для публики, у которой черт-те что на уме. Это и Бельгия, прекрасная "ровная" страна, которую отчетливо видишь, пока слушаешь песню. Это и тяжеловесные фламандки, которые танцуют, потому что им 20 лет и пора замуж и рожать детей. Кстати, бельгийцы смертельно обиделись за Les Flamandes и до сих пор уверены, что после этого Брель написал Le Plat Pays, чтобы его простили. Это и быки, которые тоскуют в воскресенье, когда надо бегать и умирать для нас, чтобы торговцы ощущали себя неронами, а англичанки - карменситами, и которые сравниваются с жертвами Ватерлоо и Вердена - тоже погибшими ради выгоды и удовольствия других.
Одни герои нам неприятны, они и поют неприятным голосом, и мелодия - сплошные диссонансы, как, например танец фламандок - ритмичный, тяжелый, весь построенный на секундах и квартах, но вместе с тем оптимистичный: мол, и замуж выйдут, и детей родят, и коровы у них будут, и хозяйство. Другие вызывают невыразимую нежность, как старики, чей мир мы видим под размеренное тиканье "серебряного маятника, "который говорит "да", который говорит "нет", который их ждет". Чего стоит щемящая фраза, "неважно, какие они, кто из двоих нежен, кто суров, кто лучше, кто хуже, в аду окажется тот, кто останется один"?
Песни сначала видишь глазами, чувствуешь всеми фибрами души. Чувствуешь, что да, вот она правда. И лишь когда отойдешь от первого впечатления, можно попытаться понять, как это создано. Так, оказывается, что текст Les Vieux написан 9-стопным метром и на него прекрасно ложится размеренный темп и стеклянный аккомпанемент, напоминающий тиканье часов и хрупкие безделушки на комоде. Однажды, на одном концерте певец был настолько усталый и больной, что спел песню Les Vieux сидя на стуле. Зал и критики были в восторге: сидя, он еще раз выражает идею того, как сужается и деревенеет мир стариков "от кровати до окна, потом от кровати до кресла, потом от кровати до кровати". Этот штрих можно было закрепить, и образ был бы совершенным. Но Брель уже на следующем концерте пел стоя, пробуя другие жесты.
И нам кажется, что все герои срисованы с натуры, а большинство - с самого Бреля. Тут-то мы, оказывается, и ошибаемся. Брель околдовал наши эмоции, он создал такие достоверные образы и так их сыграл, что мы верим в них, как верят в игру хорошего актера. Скажем, знаменитая Ne Me Quitte Pas. Когда ее слушаешь, хочется рыдать, это отчаяние покинутого любовника передается тебе со всей силой, но позвольте. Давайте подключим логику. Разве сильный человек будет такое чувствовать? Вроде бы песня женская получается. Хотя какая б женщина ее ни пела, это покажется профанацией.
На сцене он был искренен, как и любой хороший актер. Пока он пел, он верил в это. Но, спев 40 раз подряд "не покидай меня", разве стал бы он в жизни ползти на коленях за уходящей от него женщиной? Невозможно представить. Сам он называл этого персонажа "трусливым", "мелким". Пиаф, прослушав песню впервые, заявила, что "мужчина не должен был бы петь это именно так".
В конце концов, Брель сам говорил не раз, что его песни - не про него, что они списаны с натуры, но не всегда с одного человека, что образы часто бывают собирательными. Просто, когда слушаешь, скорее веришь в то, что он поет, чем в его интервью. Впрочем, для того он и искал каждое слово, испытывал каждую музыкальную фразу, чтобы верили.
Справка
Франция и Бельгия отмечают 25 лет со дня смерти Жака Бреля
Компакт-диски:
Intеgrale Brel в форме коробки конфет, 15 альбомов, в которые вошли 5 ранее не издававшихся песен 1977 года ("Mai 40", "La cathеdrale", "Sans exigences", "Avec еlеgance", "L'amour est mort"). К коробке прилагается буклет (80 страниц большого формата) с биографией и компакт-диск с 12 ранее не издававшимися песнями 1953 года.
Двойной компакт-сборник "Brel, infiniment" (Barclay/Universal), в который вошли 35 наиболее известных песен и 5 неиздававшихся песен 1977 года (Barclay/Universal)
Сборник песен Бреля в исполнении других певцов, изданный Reader's Digest.
DVD:
Сборник из 3 DVD Jacques Brel, "Comme quand on еtait beau": более 7 часов музыки и документальных кадров (Barclay/Universal)
Книги:
"Jacques Brel, vivre debout" ("Жак Брель. Жить стоя") Жака Вассаля (Editions Hors Collection)
"Trois hommes dans un salon, Brel, Brassens, Ferrе", ("Трое мужчин в одной гостиной, Брель, Брассенс, Ферре"), запись беседы этих трех столпов музыки от 6 января 1969 года(Fayard/Chorus, 2003)
"Jacques Brel, une vie" ("Жак Брель. Одна жизнь")Оливье Тодда
"Le livre de Jacques" ("Книга Жака"), в продаже в Фонде Бреля и на выставке в Брюсселе "Brel, le droit de rеver" ("Брель, право на мечту"). Можно заказать через Интернет, равно как и компакты, видеокассеты, постеры и фотографии, марки и ноты.
"Brel" Андре Салле и Франс Брель(Editions Solar)
"Brel de A а Z" ("Брель от A до Z") Жиля Льота(Editions Albin Michel)
"Tout Brel" ("Весь Брель) в Jacques Brel Editions
"Brel а Bruxelles" Эдди Пржебильски (Editions du Roseau Vert)
"Grand Jacques, le roman de Jacques Brel" ("Большой Жак, роман Жака Бреля) Марка Робине (Editions Anne Carriеre)
"Jacques Brel, l'exil du Far West" ("Жак Брель, ссылка с Дикого Запада") Поля Вандромма (Editions de la Table ronde)
"Jacques Brel, l'oeuvre intеgrale", полное собрание сочинений(Editions Robert Laffont)
"Brel, le rеve partagе" ("Брель, мечта, которой поделились")Эрика Циммемана(Editions Didier Carpentier)
"Le Brel" ("Тот самый Брель") Тони Сули (Editions Mango)
Выставки:
"Brel, le droit de rеver" ("Брель, право на мечту"), Брюссель, Espace Dexia, улица Экюйе, до 17 января.
Радиопередачи:
France Info: Специальный день 8 октября, 12 репортажей и песни Жака Бреля каждый час в эфире, в оригинальном исполнении, в исполнении других музыкантов, в переводе на другие языки
France Inter: "Brel, toute la journеe..." 9 октября, день Бреля с 5 утра до полуночи. В эфире песни, отрывки из интервью. В 18.15 специальная передача - интервью с Оливье Тоддом в рамках программы "Charivari", в 21.00 "C'est Lenoir" представит песни Бреля в исполнении английских и американских певцов.
FIP: 9 октября, день памяти Жака Бреля, в эфир выйдут самые известные его песни.
Дословно
Эдит Пиаф
(О песнях Жака Бреля)
Брель поет на пределе человеческих возможностей, потому что каждая его песня выражает его жизненное кредо, и каждая его строчка бьет тебя наотмашь по лицу, так что ты бываешь совершенно оглушенным.
Жак Брель
Нужно добиться того, чтобы у тебя были только относительно благородные искушения. И тогда необходимо им поддаться. Даже если это опасно. Даже если это невозможно. Особенно тогда, когда это невозможно.
Тереза Брель
(О конце карьеры Бреля-певца)
Он никогда не стремился к успеху. И вдруг он получил такой успех, который превосходил все его ожидания. Он с тревогой говорил: 'Боюсь, я скоро начну халтурить. Когда я выхожу на сцену, публика уже безумствует, и это ненормально. Я же еще ничего ей не дал!' И этого он действительно не хотел. И тогда он решил прекратить выступать.
Оливье Тодд
(О Жаке Бреле)
Через 25 лет после своей смерти Брель продолжает нас удерживать, удерживать совершенно необычным способом. Он нас держит вопреки меняющейся моде. В отличие от своих собратьев по цеху, образ Бреля не распадается с течением времени. Где доказательства его устойчивости? Это его диски, видеозаписи, которые продаются даже лучше, чем при его жизни. С другими певцами и писателями такое редко происходит. Обычно они уходят в забвение вскоре после смерти. Точнее, это мы от них уходим.
Сальваторе Адамо
(О своей встрече с Жаком Брелем)
Когда я увидел Жака Бреля в первый раз, я был маленькой лодочкой, а он - каравеллой. Нет, ростом-то он был ненамного выше меня, но у него были такие жесты, что казалось, что еще немного - и он дотянется до неба. Он уже был Дон Кихотом, и его руки бросали вызов мельницам.
Жан Корти
(О работе с Жаком Брелем)
Чтобы все было хорошо, достаточно было крепкого здоровья. С точки зрения человеческих отношений, проблем никогда не было. Это был забавный тип. Никогда не отмалчивался, кроме тех моментов, когда сочинял песню и не мог найти нужное решение. Тогда он мог покричать - но не на нас, а на самого себя. Он оставался в номере в гостинице, и мы встречались с ним только на концерте. Когда же решение находилось, наступало Рождество!
Статьи по теме
Поэт, пилот, актер, Дон Кихот
25 лет назад не стало Жака Бреля. Сегодня франкоговорящий мир отмечает эту дату. В свет должны выйти очередные полные собрания песен Бреля, в музеях Парижа и Брюсселя пройдут ретроспективные выставки. Франция и Бельгия, Barclay и Philips до сих пор спорят, чей же Брель. Биографы, литературоведы и фанаты спорят, каков же был на самом деле этот человек, дурачивший своими интервью журналистов, а своими песнями - поклонников. И главное, Бреля покупают и слушают до сих пор. В общем-то, только ради этого уже стоит учить французский язык.