Умер режиссер картины "Трамвай Желание"
В Нью-Йорке умер знаменитый кинорежиссер Элиа Казан, создавший фильм "Трамвай Желание" и расколовший Голливуд на полвека, сообщает АР. Казану было 94 года. Он умер у себя дома на Манхэттене. О причине смерти ничего не сообщается.
Элиа Казан - Казанжоглу - родился в семье иммигрантов из Греции. Он закончил факультет театрального искусства в Йельском университете. Сначала Казан прославился своими театральными постановками на Бродвее. Особенно ему удались пьесы "Смерть коммивояжера" Артура Миллера и "Травмай Желание" Теннесси Уильямса. В 1948 году он создал в Голливуде первую картину "Джентльменское соглашение". Фильм, разоблачавший анисемитизм в США, получил "Оскара".
Казан был одним из основателей знаменитой Актерской студии в Нью-Йорке, использовавшей систему Станиславского. Для кино он открыл 24-летнего Джеймса Дина, сняв его в фильме "К востоку от рая" (1955) по роману Стейнбека. Погибший в автокатастрофе Дин до сих пор остается легендой американского кино. Он открыл и Марлона Брандо, который до работы в кино выступал в спектаклях Казана на Бродвее.
В расцвет маккартизма, Казан снискал презрение коллег, выдав своих коллег, сочувствовавших коммунистам или состоявшим в компартии. После того, как от него отвернулись большинство кинематографистов, он продолжал настаивать, что поступил совершенно правильно.
После войны американскому правительству стало известно, что Компартия США - это фактически филиал советской разведки. В Голливуде было немало коммунистов. Комиссия Конгресса по расследованию "неамериканской деятельности" решила в 1947 году провести открытое заседание с целью выяснить, насколько распространена в их среде коммунистическая идеология. Либералы считали, что комиссия подавляет свободу мысли и слова. Особое отвращение вызывало то, что комиссия требовала от свидетелей, состоявших раньше в партии, публично называть имена других коммунистов. Крупные студии, испугавшись, что государство обвинит их в покровительстве коммунистам и под этим предлогом введет цензуру, срочно составили "черные списки" и стали увольнять членов партии с работы. Когда 10 режиссеров и сценаристов - все коммунисты - отказались отвечать на вопросы комиссии, Конгресс счел себя оскорбленным, передал дело в суд, и "голливудская десятка" за неуважение к Конгрессу получила тюремные сроки от полугода до года.
Казан вступил в партию в 30-е годы - время Великой Депрессии, когда многие испытали разочарование в капиталистической системе. Он работал тогда в театре "Группа", основанном молодежью, желавшей служить трудящимся массам и будить в них революционные чувства. Партийная ячейка театра состояла из восьми человек. К ним на собрание приехал представитель ЦК партии и приказал взять власть в театре, перейдя к коллективному руководству. Казан понимал, что труппа от этого развалится, и выступил против. Тогда на следующем собрании очередной посланец партии (активист профсоюза автомобильных рабочих) заклеймил его как прихвостня эксплуататоров. Возмущенный Казан тут же вышел из партии, пробыв в ней полтора года. Театр "Группа" прекратил существование 5 лет спустя, в 1940 году. 17 лет спустя бывший коммунист Казан получил вызов на комиссию. Он понимал, что если не будет отвечать на вопросы, то потеряет работу. В то же время он был полностью согласен с правительством, считавшим, что нужно поставить заслон на пути коммунизма в США. Из двух зол Казан выбрал то, которое казалось ему меньшим. Он назвал имена восьми членов своей бывшей ячейки (у двоих, с которыми дружил, спросил на это разрешение, они согласились).
Казан сразу опубликовал в New York Times подробное объяснение своего поступка, начинавшееся словами: "Я считаю, что деятельность коммунистов поставила нас перед небывалой и исключительно тяжелой проблемой: как защититься от опасного, чуждого заговора и в то же время сохранить свободный, открытый образ жизни, дающий нам чувство самоуважения?" Голливуд не простил ему этого до сих пор. Понятия "Казан" и "информатор" навсегда оказались неразрывно связанными.
В 1954 году он поставил фильм "В порту" ("On the Waterfront"), основанный на подлинной истории борьбы докеров Хобокена за очистку своего профсоюза от захвативших его гангстеров. Марлон Брандо замечательно сыграл грузчика Терри, подручного бандитов, который постепенно осознает, с кем имеет дело, и начинает сотрудничать с ФБР. Докеры, получающие работу из рук своих преступных боссов, окружают ненавистью "стукача", донесшего пусть на плохих, да своих. Казан не скрывал, что Терри - это он сам. Картина, ставить которую отказались все большие студии (нашелся независимый продюсер), имела огромный успех, стала классикой кино США и получила 8 "Оскаров", в том числе за лучший фильм и режиссуру.
Казан поставил еще 7 фильмов, но все же в 60-е годы, еще совсем не старым человеком, ушел из кино и стал писать прозу. Вернулся в Голливуд он всего раз - в 1976 году, когда экранизировал роман Ф.С.Фицджеральда "Последний магнат" с Робертом Де Ниро в главной роли. Но картина 67-летнего режиссера особого успеха не имела.
В 1960-х Казан попробовал свои силы в новом виде искусства - и написал 6 романов, в том числе автобиографию. По двум из романов ("Америка, Америка" и "Сделка") он снял фильмы.
70-летний юбилей режиссера не отмечали. В 1989 году Американский институт кино собрался было отпраздновать его 80-летие, но это предложение отверг совет института. В 1997 году критики Лос-Анджелеса решили присудить ему свою премию. Но это было в 50-летие заседания комиссии по расследованию, когда Голливуд проклинал "охоту на ведьм" и любовно чествовал "жертв черных списков" - доживших до наших дней коммунистов. Премию отменили.
В 1999 году Казан получил самого спорного за всю историю киноакадемии "Оскара". На сцену его вывели два тяжеловеса кино с безупречными репутациями - Мартин Скорсезе и Роберт де Ниро. Половина зала встала и зааплодировала. Половина сидела с каменными лицами. И среди первых, и среди вторых было немало уважаемых актеров и режиссеров.
В общей сложности картины Казана удостаивались в различных номинациях 20 "Оскаров". В 1983 режиссер был награжден премией за совокупное творчество на церемонии в Центре Джона Кеннеди. Удостоен почетного приза на МКФ в Венеции в 1994.