Команда "Не бояться!"
Подробности прошедшей 24 января встречи Владимира Путина с ведущими предпринимателями стали известны только на следующий день. Выступившие после двухчасового совещания бизнесмены, судя по всему, на покривили душой: ближний контакт с президентом несколько развеял атмосферу страха.
Обе стороны весьма тщательно готовились к встрече. Бизнесмены встретились с первым замглавы администрации президента Дмитрием Медведевым и весьма ответственно подошли к подбору обсуждаемых тем и распределению ролей.
Основным "докладчиком" оказался обаятельный и хорошо формулирующий свои мысли Каха Бендукидзе. Он прошелся по всем больным сюжетам и даже коснулся темы, которая его лично, как машиностроителя, ну совершенно не касается - налогообложения нефтянки.
Путин, по утверждению некоторых участников встречи, был хорошо подготовлен и адекватно реагировал на высказываемые предложения, на ходу обсуждая их с Михаилом Касьяновым, какие-то принимая, другие - отвергая.
Основные блоки вопросов касались налогов, инвестиционного климата, сокращения госрасходов, реформы образования, судебной реформы. Несмотря на то, что Путин весьма мрачно отреагировал на требования нефтяников разобраться с налогообложением доходов и даже выступил против того, чтобы употреблялось понятие "нефтяная жидкость" (на самом деле "скважинная жидкость"), у участников встречи не сложилось впечатления, что у власти есть желание непременно "отжать" олигархов. Правда, со скважинной жидкостью вышло нехорошо, потому что из многих российских скважин добывается сильно - на 70 процентов - оводненная нефть, которая в таком виде, конечно, не является товарной. Но ни президент, ни правительство, судя по всему, в эти дела вникать не собираются.
Владимир Потанин говорил об инвестиционном климате, который должен был бы улучшиться от перехода к уведомительной системе вложений денег и открытия счетов за рубежом. В этом, а также в том, что частный бизнес должен заняться такой сферой, как социальное и медицинское страхование, глава "Интерроса" был поддержан президентом.
Михаил Фридман рассказал президенту о недостатках российской судебной системы, особенно арбитражных судов. (Правда, президент перепутал Фридмана с Михаилом Ходорковским, докладывавшим о реформе образования. А впрочем, какая ему разница...) Аркадий Вольский пытался обсудить либеральные поправки к УПК, которые президент отозвал. Но олигархи согласились с мнением главы государства, усомнившимся в квалификации судей судов общей юрисдикции, которые в случае принятия поправок давали бы санкции на задержание, арест и обыск. Можно подумать, у прокуроров квалификация за последние годы выросла до циклопических масштабов...
Ходорковский затронул и тему неэффективности госрасходов и слишком большой их доли в ВВП - 46 % против 32 % в США. Вроде бы был понят. Ему обещали отработать эту тему к моменту начала подготовки бюджета на 2002 год.
Главное же, что, как подчеркивали в частных беседах некоторые олигархи, Путин снял напряжение и страх. Как бы ни хотели бизнесмены, объединенные в профсоюз под названием РСПП, не ассоциировать свои честные имена с Владимиром Гусинским, страх возникает от того, что его судьба не решена. Но президент дал команду "Не бояться!", и предприниматели приняли ее к исполнению. И были страшно удовлетворены итоговой фразой президента: "Встречи будут регулярными".
Кремль ищет "своего мальчика" - Грани.Ру, 25.01.2001
Других олигархов у президента нет - Грани.Ру, 24.01.2001
Кремль ищет "своего мальчика" - Грани.Ру, 25.01.2001
Других олигархов у президента нет - Грани.Ру, 24.01.2001
Фото с сайта НТВ.Ру