статья Других олигархов у президента нет

Андрей Колесников, 25.01.2001

Президент в очередной раз собрал предпринимателей. Событие рядовое, постепенно теряющее смысл и переходящее в разряд ничего не значащих ритуалов. Пристальное отслеживание изменений в списках - от первого летнего отсчитывая, становится бессодержательным занятием. Одного позвали, другого не позвали - какая, в сущности разница?

Не имеет значения и то, что именно обсуждается. Совет по предпринимательству при правительстве, например, обсуждал на одной из своих встреч новую тарифно-таможенную политику. Ну и что? Возможно, их мнение и было учтено.

Однако реформы идут так медленно, что в согласованиях увязают не только разного рода советы и предложения, но и уже готовые и даже одобренные самим правительством документы.

Нынешняя встреча не выполняет даже представительской сверхзадачи: раньше хотя бы предпринимателей подбирали так, чтобы структура экономики получалась получше. Не так много экспортеров нефти, газа и алюминия. Поменьше банкиров и олигархов со слишком знакомыми по прежним временам фамилиями. Побольше руководителей предприятий обрабатывающей промышленности. Представители новой экономики переплывают из одной тусовки в другую - то Зимина пригласят из "Вымпелкома", то Карачинского из "Ай-Би-Эс". Демонов российского предпринимательства, которые считаются теневыми политиками первого сорта, стараются не приглашать.

Правда, в нынешней встрече принял участие Владимир Коган, председатель наблюдательного совета питерского Промстройбанка. О нем говорят, что он очень близкий Владимиру Путину человек, кандидат не то на пост главы ЦБ, не то Сбербанка. Уж он-то мог бы пообщаться с главой государства и не за круглым столом. Но политкорректность по-кремлевски требует присутствия...

Все встречи с предпринимателями проходили в режиме посещения зоны большим начальством с материка: "Жалобы на условия содержания есть?" - "Никак нет". Ну какой бизнесмен в здравом уме и в твердой памяти, перед лицом еще 20 своих товарищей всерьез будет решать свои проблемы на церемониальной встрече с президентом? Он будет просто доволен одним тем фактом, что попал в "кремлевский пул", что его фамилия пока еще содержится не в расстрельных списках, а в списке приглашенных (или потенциально приглашаемого) на встречу с главой государства.

Содержательные вопросы решаются как-то иначе, например, путем лоббистских усилий. А массовые аудиенции у премьера и президента - это всего лишь демонстрация взаимной лояльности. Для предпринимателей это, конечно, важно. Потому что никакая крыша - ни Совета по предпринимательству, ни РСПП - не спасет от пресловутой "дубины", которая в любой момент может обрушиться на их головы. Или от внезапного объявления кого-нибудь из них "политическим теневиком" - тут уж точно в действие вступит прокуратура.

Психологически для власти очень важно одно обстоятельство: пока Владимир Гусинский находится под дамокловым мечом расправы (безотносительно к тому, право руководство государства, прокуратуры или медиа-магнат), крупные бизнесмены будут бояться. Это только часть представителей РСПП думает, что происходящее с "Гусем" - его личные проблемы. Придти могут за каждым. И это каждый понимает. Но страхуется по-разному: одни отказываются ходатайствовать за Гусинского, другие, напротив, пытаются защищать его, ходят на прием к генпрокурору и т.п.

А так, учитывая списочный состав нынешних дискутантов, большая часть из которых опять состоит из представителей экспортоориентированного, сырьевого бизнеса, говорить они могут скорее о помощи экспорту или там о прекращении наездов правительства на нефтяников. Впрочем, кого еще звать - других предпринимателей у нашего президента сейчас нет. Нефтяники - так нефтяники...

Руководство страны выпускает пар. Это любимый метод работы с профессиональными сообществами. Сначала выпускают пар из руководителей СМИ, потом - из предпринимателей. Не беда, что КПД нулевой. Зато создается впечатление движения вперед.

Власть и бизнес на пороге больших переговоров - Страна.Ру, 24.01.2001

Андрей Колесников, 25.01.2001