Минатом встревожен состоянием защиты ядерного комплекса РФ
Руководство Минатома не устраивает уровень радиационной и физической безопасности ядерного комплекса России. Об этом в среду на правительственном часе заявил депутатам Госдумы глава Госатомнадзора Юрий Вишневский. Как сообщает парламентский корреспондент Граней.Ру, Вишневский рассказал о состоянии систем защиты и безопасности в атомной отрасли. Ситуацию, по его мнению, надо исправлять срочно, однако государственная программа по радиационной и физической защите ядерного комплекса РФ рассчитана на 6 лет. По выражению главы Госатомнадзора, "никто не даст эти шесть лет". Медлительность повышения уровня безопасности в системе Минатома Вишневский объясняет слабым финансированием – 10-15% от необходимого. Положение осложняется тем, что еще 7 тысяч российских предприятий, имеющих дело с ядерными и ионоизлучающими материалами, охраняются ВОХР, которая, по словам Вишневского, состоит из "пенсионеров, да еще в большинстве случаев безоружных". Охрана таких объектов, считают в Минатоме, должна быть передана МВД. Острота проблемы защиты АЭС, сказал глава Госатомнадзора, объясняется еще и тем, что из 10 атомных станций 8 находятся в европейской части России, в густонаселенных районах.
Говоря об утилизации атомных подводных лодок, докладчик сообщил, что в 2002 году было утилизовано 17 атомоходов, из 14 подлодок выгружены активные зоны, а в 2003 году планируется утилизировать 11 АПЛ. Снижение темпов Вишневский объяснил требованиями США (страны-спонсора программы утилизации) уничтожать прежде всего стратегические субмарины. Между тем, считают в Минатоме, большую опасность представляют собой сегодня лодки первых поколений, чей износ критический.
Юрий Вишневский упрекнул Думу в том, что она с 1996 года не может ратифицировать Венскую конвенцию по защите ядерно опасных объектов. Также более 5 лет у парламентариев не доходят руки до законопроектов "Об ответственности за ядерное загрязнение" и "Об обращении с радиоактивными отходами".
Справка
Откуда берется ОЯТ
В Российской Федерации источником образования отработанного ядерного топлива (ОЯТ) служат девять атомных электростанций (29 энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-440, ВВЭР-1000, РБМК-1000, БН-600 и ЛВГР-12), атомные подводные лодки и надводные корабли ВМФ РФ, атомный ледокольный флот, а также исследовательские реакторы. На сегодня в России накоплено более 14 тыс. тонн ОЯТ (без учета топлива транспортных энергетических установок).
ОЯТ атомных электрических станций называют те тепловыделяющие сборки (ТВС), которые вынули из реактора как отслужившие свой срок. При этом существенно, что ОЯТ содержит в себе пригодное ядерное топливо: уран-238 (95 %), уран-235 (1 %), смесь изотопов плутония (1 %) и около 3 % собственно радиоактивных отходов. Кроме того, в ОЯТ содержатся нептуний, америций, кюрий и другие элементы.
Согласно принятой в России концепции замкнутого топливного цикла, ОЯТ АЭС с реакторами типа ВВЭР-440, БН-600, а также ОЯТ транспортных ядерных энергетических установок и некоторых исследовательских реакторов отправляется на ПО "Маяк" (Челябинская область) для переработки. ОЯТ реакторов типа ВВЭР-1000 вывозится в хранилище Горно-химического комбината в Железногорске (Красноярский край). ОЯТ реакторов типа РБМК помещается в хранилища, расположенные на площадках АЭС.
ПО "Маяк"
В 1977 г. состоялся пуск завода РТ-1 по переработке ОЯТ энергетических реакторов типа ВВЭР-440, БН, ОЯТ транспортных энергетических установок (атомных подводных лодок и ледоколов), а также научно-исследовательских установок. Проектная мощность завода составила 400 тонн в год. В результате переработки завод РТ-1 получает сплав нитрата уранила с обогащением по изотопу урана-235 - 2,4% (пригоден только для изготовления топлива для устаревших реакторов типа РБМК). Реакторы этого типа установлены на Чернобыльской АЭС (всего в России эксплуатируется 11 реакторов типа РБМК). В результате переработки вырабатывается также так называемый энергетический плутоний. Перспективы использования энергетического плутония в качестве топлива для АЭС вызывают сомнения у специалистов. К тому же энергетический плутоний пригоден для изготовления так называемых грязных ядерных боезарядов и требует серьезных и дорогостоящих мер по обеспечению его физической безопасности. С середины 80-х годов мощности завода начали сокращаться и сегодня составляют не более 100-150 тонн в год.
На ПО "Маяк" не решена проблема обращения с высокоактивными отходами. В 1997 году вышла из строя электропечь по остекловыванию этих отходов. При этом высокоактивные отходы стали складироваться в имеющихся хранилищах, которые на сегодня заполнены на 77 %. В марте 1997 года Госатомнадзор приостановил лицензию ПО "Маяк" на переработку. Позднее она была возобновлена под давлением Минатома, но новая электропечь до сих пор не введена в эксплуатацию (сроки ввода электропечи в эксплуатацию отодвинуты на конец 2000 - начало 2001 года). ПО "Маяк" располагает двумя хранилищами для ОЯТ общей емкостью около 2500 тонн. Новое хранилище для ОЯТ ( мокрый способ хранения) превратилось в долгострой и, согласно последним заявлениям Минатома, достраиваться не будет.
Красноярский горно-химический комбинат
Решение о строительстве завода РТ-2 по переработке ОЯТ на Красноярском горно-химическом комбинате было принято в 1976 году. Завод предназначался для приема на хранение и дальнейшей переработки ОЯТ АЭС, оснащенных реакторами типа ВВЭР-1000. В 1985 году была введена в эксплуатацию первая очередь объекта - комплекс мокрого хранения ОЯТ. Сооружение самого завода было заморожено в 1989 году. Позднее его первоначальный проект был подвергнут серьезной корректировке. Сегодня Минатом рассчитывает, что ввод завода РТ-2 в эксплуатацию состоится не ранее 2015 года (через 31(!) год после начала строительства).
Хранилище для ОЯТ реакторов типа ВВЭР-1000 имеет емкость 6000 тонн и будет заполнено на 50% к 2001 году. По имеющейся информации, хранилище нуждается в капитальном ремонте, на который нет средств.
Статьи по теме
Черные вымпелы Чернобыля
То, что сегодня творится на Северном и Тихоокеанском флотах, - показатель способности России грамотно и надежно обращаться с отработанным ядерным топливом. Ядерная эскадра ВМФ уже давно выбросила сигнал бедствия. Это черные вымпелы Чернобыля. Но их пока Москва не замечает.
Брать или не брать - вот в чем вопрос
Это очень по-нашему: брать у американцев деньги и при этом обвинять их в том, что они дают деньги на уничтожение самых дорогих нашему сердцу подлодок. А теперь выясняется - и самых перспективных. То есть и содержать накладно, и модернизировать дорого, и утилизировать не по карману, и деньги у американцев брать западло. Такая вот военно-морская гамлетовщина.