Протест в парадной форме
Все у нас было так печально, так минорно, так депрессивно. О слове "парад" мы и думать позабыли. Тем более что оно у нас жестко ассоциировалось с Красной площадью, почетным караулом, Мавзолеем (который иногда драпируют триколором, словно стыдясь и трибуны, и постояльца - явно зажился, но не знает, куда ему идти, благо власть другой жилплощади не предоставляет) и каким-нибудь очередным сатрапом, то ли на белом коне, то ли в черном лимузине.
На парадах кричат "Ура!". Значит, радуются. Те, что на белых конях, в серых танках и на черных автомобилях (и в первую голову рыцари черного плаща и острого кинжала), имеют все основания радоваться: страну захватили, трубу приватизировали, нефти хоть залейся, газа хоть задавись. "ЮКОС" поделили, деньги разместили, конкурентов выкинули (кого в Краснокаменск, кого в Лондон, кого в Иерусалим; суммарно - на край ойкумены). Оппозицию засушили, прессу (пока электронную) задушили. Кроликов (народ) загипнотизировали, диссидентов изолировали, Запад купили, Восток задарили. И настроили себе общественных палаток, где по сходной цене состоялась купля-продажа гражданского общества.
Как приобретали артистов, художников, музыкантов, писателей, словом, творческую интеллигенцию, не знаю. Поштучно, побригадно, сдельно, на круг, на карточку или кэшем, не скажу. Я у изголовья не стояла, у меня нашлось бы что сказать Алисе Фрейндлих, ходатайствовавшей о присвоении Владимиру Путина статуса почетного гражданина Санкт-Петербурга; Людмиле Алексеевой, взявшей перед камерами у него же из рук цветы ко дню рождения; и Евгению Рейну, который был когда-то фрондером и поэтом, а сегодня переводит вирши Туркменбаши.
"Молчание моря" Веркора - это еще оптимистический вариант. Что бы сказал Веркор о нашем случае, о молчании болота? Только воет черный призрак с горящими глазами и пастью, собака Баскервилей, охранка, ВЧК, КГБ, ФСБ, от которой нам предсказана гибель. И вот на этом-то жизнеутверждающем фоне геи задумали свой парад.
Скажу сразу: я люблю всякие меньшинства: национальные, религиозные, культурные, сексуальные. Завет Галины Старовойтовой: "Что делать с меньшинствами?" - "Их надо любить". Люблю. Кроме политических: нацисты и коммунисты не вызывают у меня нежности даже в меньшинстве (скажем, в США они точно миноритарны, да и в Англии наверняка). У нас-то все в порядке, у нас их можно не любить: они явно в большинстве. Кто не нацист, тот фашист. Кто не фашист, тот коммунист. А иногда в одном флаконе и то и другое (национал-большевики, скажем). Это либералы и западники у нас в меньшинстве, католики, гуманисты, фермеры, предприниматели, правозащитники, диссиденты, чеченцы, евреи, таджики.
Но при всей своей любви к геям я хочу спросить: а почему парад? Страна идет ко всем чертям, политзаключенные застряли в лагерях так, что их и не вытащишь. Наоборот, все глубже увязают. Павла Люзакова уже отправили с поселения за Тагил, в жуткую местную зону, неизвестно за что (видно, чаю напился, как Ходорковский); с Михаилом Трепашкиным пытаются сделать то же самое. Политика открытых дверей (на саммите "восьмерки") и закрытых засовов. Чтобы политзаключенные не испортились от жары, их складывают на вечную мерзлоту. Так с какой радости парад?
Сегодня мы не на параде, а к диктатуре на пути. Скорее уж надо пикет протеста устраивать. Западные гей-парады, красочные, яркие, с шариками и карнавальными костюмами, уместны там, в добром и свободном мире, к которому геи апеллируют: "Мы хорошие, мы свободные, мы веселые. Дайте нам место рядом. Мы с вами братья!"
А здесь апеллировать не к кому.К кому обращаться? К злобным ведьмам, которые стоят у гей-клубов с иконками в руках и бранью на устах? Или к громилам в рясах, которые стоят там же и держат кресты, как дубины? Вот и получилась из парада свистопляска - "великое российское таинство". Свалка типа "гей, славяне". Какие уж тут парады! Здесь впору окапываться в полный рост.
Да еще глупейшая идея возлагать цветы к Вечному огню. Это не наши символы, не наши святыни. У нас есть наш Соловецкий камень. Кроме могил, это государство никаких святынь нам не оставило. "Крест деревянный иль чугунный назначен нам в грядущей мгле".
Конечно, глупее всех выглядела мэрия, которая не могла обеспечить безопасность участников парада. Как только она безопасность парадам на Красной площади обеспечивает...
Конечно, геи имели право устроить все что захочется. Но стоило ли приглашать иностранцев, чтобы их здесь изувечили? И есть все-таки система приоритетов: давайте сначала хоть узников совести вытащим. Иначе получается "пусть мертвые хоронят своих мертвецов". На фоне концлагерей и замученной Чечни западный веселый парад и вылился в мрачный тоталитарный разгон и мордобой. Не надо делать вид, что у нас тут Европа. У нас тут принаряженная Азия, как сказал в своем "Лунине" Эдвард Радзинский.
Статьи по теме
Либо гей, либо славяне
Дело даже не в православии. Проблема шире - в нарастающей в нашем обществе, якобы скованном по рукам и ногам "стабильностью", нетерпимости. Нетерпимости агрессивной, публичной, на грани фола и за гранью банальности.
В миссионерской позе
Я легко представляю себе, как старшие сестры и братья тех самых бабушек, что в эти дни размахивают крестами и хоругвями у входа в гей-клуб, году так в тридцать пятом с такой же "мальчишеской искрой в глазах" стояли у входа в церковь с плакатом "Религия - опиум для народа".