"Маяк" светит снова
На комбинате "Маяк" отрицают причастность к выбросу радиоактивных веществ на Урале
Загрязнение атмосферы радиоактивным рутением-106 не связано с деятельностью производственного объединения "Маяк" в ЗАТО Озерск в Челябинской области. Об этом заявили в пресс-службе комбината, сообщает РИА "Новости".
"На ФГУП "ПО "Маяк" в 2017 году источники из рутения-106 не производились, выбросы в атмосферу находились в обычных регламентных значениях. Радиационный фон в норме. Дополнительно сообщаем, что работы по выделению рутения-106 из отработавшего ядерного топлива (и изготовлению на его основе источников ионизирующего излучения) на нашем предприятии не проводятся уже много лет, — говорится в сообщении. - Загрязнение атмосферы изотопом рутений-106, указанное в сообщении Росгидромета, не связано с деятельностью ФГУП "ПО "Маяк".
С 26 сентября по 1 октября было зафиксировано "экстремально высокое загрязнение" воздуха частицами рутения-106 на уральских станциях мониторинга, говорилось в сообщении Росгидромета. В частности, на станции в селе Аргаяш в 30 километрах от "Маяка" превышение по сравнению с фоновым значением составило 986 раз.
Источник издания Znak.Com на "Маяке" между тем не исключил возможности появления рутения-106 в атмосфере из ядерных отходов, которые привозят на предприятие на переработку. "Роза ветров идет как раз от промзоны предприятия в сторону Аргаяша, поэтому новости не очень позитивны", - отметил источник.
Во вторник Greenpeace обратился в Генпрокуратуру и "Росатом" с требованием расследовать возможное происшествие, которое привело к попаданию в атмосферу радиоактивного изотопа рутений-106. "Аварийный выброс рутения-106 на комбинате "Маяк" может быть связан с остекловыванием отработавшего ядерного топлива. Также возможно попадание материала, содержащего рутений-106, в печь для переплавки металлов", - отмечают в Greenpeace.
В начале октября европейские мониторинговые станции зафиксировали превышение содержания рутения-106 в воздухе. С учетом погодных условий был сделан вывод, что облако с радиоактивными изотопами могло прийти с Урала. Опасности для окружающей среды и людей изотоп в обнаруженных количествах не представллял.
"Росатом" в ответ заявил, что обстановка в районе российских ядерных объектов нормальная.
"Маяк" - один из крупнейших российских центров по переработке радиоактивных материалов. Объединение обслуживает Кольскую, Нововоронежскую и Белоярскую атомные электростанции, а также перерабатывает ядерное топливо с атомных подводных лодок.
29 сентября 1957 года на "Маяке" произошла крупная радиационная авария. В советское время авария называлась Кыштымской, по ближайшему открытому городу Кыштым. "Маяк" тогда занимался выработкой оружейного плутония. Взрыв произошел в емкости для радиоактивных отходов. Причиной аварии стал выход из строя системы охлаждения.
Из зоны радиационного заражения было отселено около 6 тысяч человек. При этом эвакуация населения из наиболее пострадавших деревень началась только через 7-14 дней после аварии. Радиационное облако власти выдали за северное сияние. Точное число погибших и пострадавших от последствий аварии неизвестно.
В 2001-2004 годах с предприятия в бассейн реки Теча были сброшены нескольких десятков миллионов кубометров жидких радиоактивных отходов. В 2006 году генеральному директору "Маяка" Виталию Садовникову в связи с этим было предъявлено обвинение по части 1 и 2 статьи 274 УК (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов).
В 2007 году на "Маяке" при транспортировке с химико-металлургического завода на радиохимический завод на территории промышленной площадки предприятия произошла утечка жидких радиоактивных отходов. В результате произошло "образование точечных радиоактивных загрязнений на участке технологической дороги выше установленных контрольных уровней". Предположительно, причиной происшествия стало нарушение герметичности вентиля цистерны с отходами.
Надежда Кутепова, экоактивистка из Озерска, политбеженка, глава организации "Планета надежд"
Я предполагаю, что в период в ночь на 25-е либо днем 26 сентября 2017 года на электрической печи остекловывания радиоактивных отходов завода по переработке ядерных отходов 235, который работает круглосуточно, во время технологического процесса остекловывания высокоактивных ядерных отходов произошел аварийный выброс рутения-106... Я предполагаю, что данный инцидент произошел в связи с некачественным изготовлением электической печи остекловывания радиоактивных отходов ЭП-500/5....В сентябре 2015 года "Маяк" заключил договор на строительство печи с предприятием, которое на момент заключения договора находилось в состоянии банкротства. Через год, в сентябре 2016-го, печь еще не была построена, работники предприятия-банкрота были уволены, однако деньги за нее предприятию-банкроту были уплачены. 27 декабря 2016 года "Маяк" запустил печь в производство, однако в средствах массовой информации ранее сообщалось, что во время тестовых испытаний, которые проводились на низкоактивных растворах, в работе печи наблюдались недостатки, которые решались на месте... Остается невыясненным вопрос, принимался ли столь серьезный обьект в эксплуатацию при участии МАГАТЭ или нет, посколько создается впечатление, что МАГАТЭ всего лишь перепечатывает то, что присылают туда из Росатома.
Произошедший выброс мог остаться незамеченным для работников, не принимавших участия в процессе в момент инцидента. Кроме того, учитывая опыт аварии на этом же заводе в 2007 году, он мог быть сокрыт руководством завода от руководства комбината "Маяк" и Росатома. Пробы, производимые в лаборатории комбината, в случае необходимости сокрытия места их забора маркируются символом Х во избежание распространения информации; кроме того, большинство работников комбината дают подписку о неразглашении государственной либо коммерческой тайны.
Напоминаю, что на "Маяке" накоплен огромный опыт по сокрытию информации и по дезинформации о радиационных авариях, произошедших на нем.
...Требуем проведения Генеральной прокуратурой РФ незамедлительного расследования моего заявления, проведения проверки законности приема в эксплуатацию печи остекловывания радиоактивных отходов на заводе 235, приостановления работы печи до проведения ее экспертизы, привлечения к ответственности виновных как в приеме печи в эксплуатацию, так и в загрязнении окружающей среды, проведения контрольных мероприятий по загрязнению в Озерске, принятия мер по радиационной защите населения в загрязненных населенных пунктах.
Считаем необходимым создание международной группы по расследованию данного инцидента, с включением в нее государственных и негосударственных экспертов.