Изменений в содержании этих предметов (общественного цикла. - Ред.) намного больше, чем в более стабильных областях знаний, таких как математика, физика. Переподготовка уже идет в субъектах федерации, но ее нужно переводить на федеральный уровень.
"Газета", 19.09.2007
Академическая образовательная ассоциация гуманитарного знания одобрила создание учебников по отечественной истории и обществознанию на базе существующих методических пособий Александра Филиппова "Новейшая история России. 1945-2006 гг" и Леонида Полякова "Обществознание: глобальный мир в XXI веке". Как пишет в среду "Газета", тем самым дан зеленый свет учебнику "Новейшая история России. 1945 - 2006".
Решение принимали сопредседатели ассоциации - академик РАН Александр Чубарьян и ректор МГУ Виктор Садовничий, а также секретарь совета при президенте России по науке, технологиям и образованию Джахан Поллыева и и.о. замминистра образования и науки Исаак Калина.
В следующем году Минобрнауки совместно с РАН начнет переподготовку преподавателей общественного цикла в русле пособий Филиппова и Полякова.
В книге для учителей Филиппова Иосиф Сталин назван "одним из наиболее успешных руководителей СССР", а репрессии 1937 года трактуются как путь подъема страны после кризиса. Впрочем, авторы пишут о "жесточайшей эксплуатации населения" при Сталине.
Раздел книги, посвященный последним восьми годам, назван термином замглавы президентской администрации Владислава Суркова - "Суверенная демократия".
Автор методички по обществознанию Леонид Поляков заявил на круглом столе, что пособие предлагает "современную идеологию" и учит, как "воспитать у молодого человека гражданскую и патриотическую позицию". Написанный на его основе учебник школьники начнут изучать с 1 сентября 2008 года.
В последнее время значимым элементом концепции государственной безопасности становится суверенная демократия. Это означает, что Россия не просто признает такие ценности, как свобода, права человека, частная собственность, выборность и подотчетность народу органов власти, но и считает их неотъемлемо присущими российскому многонациональному народу. Однако принципиальным моментом является то, что органы власти формируются исключительно российской нацией. Тем самым Россия отказывается уступать даже часть своего национального суверенитета в обмен на экономические и технологические преференции или же в ответ на обещание принять Россию в полумифический "клуб подлинных демократий".
"Газета"
Конечно, особый драматизм и напряженность советскому периоду сообщали особенности личности Сталина. <...> Однако влияние психологических особенностей личности Сталина на политико-экономическое развитие скорее было вторичным по сравнению с ролью объективных обстоятельств. Реализация ускоренной модернизации страны требовала соответствующей системы власти и формирования управленческого аппарата, способного реализовать этот курс. Во многом эти причины поясняют характер осуществленного Сталиным переворота, ставшего по масштабу "революцией сверху".
"Газета"
Сначала нужно определить, что подразумевается под идеологизацией учебника. Если речь идет о том, что концепции пособий не совпадают с мнением отдельных авторов, - это одна история. Если человеку предлагается картина мира и общества, тогда речь идет о научных идеях, которые объективны.
"Газета", 19.09.2007
По мнению президента Путина, учебники истории у нас неправильные, потому что их "пишут люди, которые получают иностранные гранты". Историки Юрий Афанасьев и Никита Соколов, политолог Вячеслав Игрунов и депутат Думы Владимир Рыжков опасаются стандартизации учебников в имперски-патриотическом духе.
Один из авторов учебника, созданного по благословению администрации президента в канун упомянутой конференции, прямо заявляет: "Учить детей вы будете по тем книгам, которые вам дадут и так, как нужно России. Те же благоглупости, которые есть в ваших куцых головешках с козлиными бороденками из вас либо выветрятся, либо вы сами выветритесь из преподавания".
Полное единодушие в отношении истории невозможно в принципе. Но это разномыслие нисколько не вредит нации и не наносит никакого ущерба патриотизму, если, разумеется, не считать патриотизмом исключительно его звериную "военно-патриотическую" ипостась, воспитывающую ненависть к любым чужакам и готовность этих чужаков "мочить".