статья Даром преподавателям

Борис Соколов, 29.06.2007
 	 Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Озвученная высокими чинами кремлевской администрации идея создания единых учебников истории воодушевила думские массы. Соответствующий законопроект подготовлен "Единой Россией". Спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил, что этот законопроект предполагает ввести государственную регистрацию учебников по истории. Это означает, что Министерство образования будет тщательно проверять правильность изложения исторических фактов в учебниках. Кроме того, будет строго ограничено число учебных пособий, которыми могут пользоваться учителя при преподавании отечественной истории, а выпускать такие пособия учебники разрешат только издательствам, специально отобранным правительством.

Сам президент Путин на встрече с делегатами Всероссийской конференции преподавателей общественных наук назвал "недопустимой и даже оскорбительной для нашего народа интерпретацией хода истории, и в частности результатов Великой Отечественной войны", посетовал на "кашу" в головах преподавателей и попенял тем, кто пишет учебники на зарубежные гранты: "Им платят, и они исполняют польку-бабочку". А заодно привычно поругал Америку: "Во всяком случае мы не применяли ядерное оружие против гражданского населения и не поливали химикатами тысячи километров, и не сбрасывали на маленькую страну в семь раз бомб больше, чем в Великую Отечественную, как это было во Вьетнаме, - отметил президент. - Нельзя позволять, чтобы нам навязывали чувство вины. О себе пускай подумают". От преподавателей же истории, по мнению президента, требуется только "не навязывая, помочь ученику составить собственное мнение на основе добросовестного изложения фактологического материала".

Один из авторов учебника, созданного по благословению администрации президента в канун упомянутой конференции, прямо заявляет: "Учить детей вы будете по тем книгам, которые вам дадут и так, как нужно России. Те же благоглупости, которые есть в ваших куцых головешках с козлиными бороденками из вас либо выветрятся, либо вы сами выветритесь из преподавания. Позволить, чтобы историю России преподавал русофоб, говнюк или попросту аморальный тип - нельзя. Так что от скверны надо очищаться. А если не получается, то очищать насильно".

Что же, подобное сделать нетрудно, но только при одном непременном условии: должна быть введена строгая цензура на всю литературную продукцию, как в СМИ, так и в издательствах, как относительно научно-популярной, так и художественной литературы. Иначе единственно верный учебник никто читать не будет: ни школьники, ни педагоги. А будут читать по истории Великой Отечественной войны, например, книжки Виктора Суворова. Уже сегодня учебники истории читают не слишком внимательно. Как показал недавно один опрос общественного мнения, каждый третий из россиян не знает, когда именно началась Великая Отечественная война. А ведь в любом из нынешних школьных учебников, какой бы он ни был направленности, дата 22 июня 1941 года стопроцентно присутствует. Если же учебник будет один-единственный, то можно не сомневаться, что дату начала войны через пару-тройку лет не вспомнят уже две трети респондентов.

"Выветрить" из преподавания истории неугодных - невелика наука. И очищать насильно в нашей стране ох как умеют. Есть и опыт фактологически выверенных учебников истории в советское время. Тогда практически вся страна занималась по одним и тем же высочайше одобренным учебникам. И нельзя сказать, что там было так уж много вранья. Например, там рассказывалось о великих стройках первых пятилеток, но ни словом не упоминались сталинские репрессии. В России накоплен богатый опыт создания таких "позитивных" учебников начиная с царских времен. Можно вспомнить хотя бы курсы русской истории Н.Г. Устрялова и Д.И. Иловайского. Такие учебники оказываются жизненно необходимыми в отсутствие демократии. Кстати сказать, прусский учитель истории, будто бы создавший Германскую империю (на него так любят бездумно ссылаться!), работал в совсем не демократическом государстве.

Сторонники единомыслия в истории сетуют: "Сейчас значительная часть учителей истории - гнилая интеллигенция, не отличающаяся адекватностью. Но положение, поверьте, исправляется". Вот это намерение "исправить" больше всего и тревожит демократическую общественность. Демократы и либералы, да и просто честные преподаватели истории не могут не понимать, что существование одного-единственного учебника истории возможно только в условиях очень строгой цензуры. И раздавшийся из Кремля призыв к введению единомыслия в деле преподавания российской истории может рассматриваться как очередной шаг в сторону подобной цензуры и к завершению становления в стране жесткого авторитарного режима.

Остается надеяться, что это все-таки не так и что идея единого учебника по истории, равно как и по другим гуманитарным предметам, является лишь очередной начальственной благоглупостью, которую учительское сообщество сумеет переварить. Ведь какую именно историю будет знать школьник, зависит в большей степени не от учебников, а от учителей. Хорошему педагогу и плохой учебник не помеха. А плохому и отличный учебник не поможет. Только вот если "историческое единомыслие" будет проведено в жизнь, вряд ли у нас останется много хороших педагогов, ибо нужды в них не будет и немногочисленные талантливые одиночки будут постепенно вытеснены из школ. А ведь тот самый прусский учитель, которого вслед за Бисмарком так любят хвалить в Кремле, не только выиграл битву при Садовой, но и привел Германскую империю к катастрофе в двух мировых войнах, к нацистской диктатуре и холокосту.

Борис Соколов, 29.06.2007


новость Новости по теме