новость Легойда: РПЦ не стремится к цензуре произведений искусства

05.03.2015
Владимир Легойда. Фото с сайта ''Православие и Мир''

Владимир Легойда. Фото с сайта ''Православие и Мир''

У церкви нет задачи и стремления заниматься цензурой произведений искусства, она не борется с ним, а защищает его. Об этом заявил официальный представитель РПЦ Владимир Легойда, сообщается на сайте возглавляемого им Синодального информационного отдела.

РПЦ как никто другой заинтересована в том, чтобы по статьям, защищающим чувства верующих, не было уголовных дел, заявил Легойда. По его словам, церковь призвана находить общий язык с творческими людьми и с журналистами "в мире и взаимопонимании".

При возникновении конфликтов они должны решаться в правовом поле, отметил представитель РПЦ. Он подчеркнул, что это лучше, чем срыв спектаклей или другие подобные акции.

Легойда напомнил, что еще в 2011 году Архиерейским собором был принят документ, определяющий отношение РПЦ к публичному богохульству. Согласно ему, определять отношение к таким случаям и принимать меры должны "уполномоченные синодальные или епархиальные церковные органы".

"Из этого, как очевидно, не следует, что любой верующий или священнослужитель, увидев в публичном пространстве нечто, кажущееся ему богохульством, оскорбляющим его чувства, должен по собственной инициативе бежать в прокуратуру", - подчеркнул представитель РПЦ .

Легойда заявил, что митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, учитывая исключительный характер ситуации, действовал в соответствии с церковным правом, обратившись с жалобой в правоохранительные органы на постановку оперы "Тангейзер". Однако он назвал "странной" реакцию ижевского священника на постановку "Метели" в местном театре. Представитель РПЦ отметил, что в данном случае епархия воздержалась от оценки постановки.

При этом Легойда весьма критически отозвался о новосибирской постановке оперы "Тангейзер". Однако он призвал авторов разрешить конфликт вокруг спектакля "без судебных приговоров".

Между тем председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов настаивает на привлечении режиссера "Тангейзера" Тимофея Кулябина к уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Об этом депутат заявил в интервью РСН. По его словам, лучше привлечь одного человека к уголовной ответственности, чем дать другим возможность создавать вещи подобного рода, "порождающие желание мстить и совершать теракты".

В четверг, 5 марта, состоялось первое судебное слушание административного дела в отношении режиссера Тимофея Кулябина и директора Новосибирского академического театра оперы и балета Бориса Мездрича, сообщает Интерфакс. Они обвиняются в "умышленном публичном осквернении предметов религиозного почитания".

Суд отказал в проведении независимой экспертизы спектакля, на которой настаивала защита. Следующее заседание состоится в пятницу.

Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата
Дело в том, что в постановке собственно Вагнера нет. Специалисты, которые уже познакомились с этим произведением, отметили, что сама пьеса является оскорблением Вагнера. Все переврано и к произведению классика имеет лишь отдаленное отношение. Впрочем, и сами создатели признались, что опера поставлена "по мотивам". Конечно, они имеют на это право. Вопрос в том, что возникло в итоге. Мне кажется, что, в первую очередь, опера является оскорблением искусства, унижением творчества Вагнера.

Церковь порой обвиняют в том, что она борется с искусством. Церковь не борется с искусством, а пытается защитить его. Сегодня мы находимся в ситуации, когда нужно защищать классиков, в том числе и Вагнера. Методы этой защиты могут быть разные. Я лично - сторонник широкого обсуждения и дискуссий профессионалов на разных площадках.

Закон есть закон. Кстати, если уголовная ответственность за оскорбление религиозных чувств была введена в российское законодательство относительно недавно, то административная существует давно, нравится это кому-то или нет. Пусть компетентные органы решают, нарушен закон или нет. В любом случае, решение вопроса в правовом поле лучше, чем срыв спектаклей и другие подобные акции.

05.03.2015


новость Новости по теме