статья Трудности с ориентацией

Владимир Абаринов, 18.05.2009
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

За разгоном гей-парада в Москве американцы следили на этот раз особенно внимательно: в обществе назрел вопрос о политике президента по отношению к секс-меньшинствам, а на воскресенье было назначено событие, значительно накалившее страсти. Барак Обама был приглашен выступить с речью и получить почетную степень в актовый день Университета Нотр-Дам в Индиане - крупнейшего католического высшего учебного заведения Америки.

Едва об этом приглашении стало известно, начались протестные акции студентов-католиков, в глазах которых Обама - опасный либерал, не заслуживающий докторского диплома. Многие выпускники заявили, что собираются бойкотировать церемонию. В пятницу и субботу студенты устроили марши протеста в кампусе, где к этому моменту уже были приняты меры безопасности, предусмотренные на случай визита главы государства. В итоге 27 человек были арестованы за вторжение в зону, закрытую для посторонних, четверо - за сопротивление органам охраны правопорядка. Позднее все были освобождены из-под стражи под залог в 250 долларов с каждого.

Таким образом, в Индиане состоялся анти-гей-парад - в тот же день и с тем же результатом, что и гей-парад в Москве.

Среди арестованных оказались священник, бывший кандидат в президенты Алан Киз (его продержали в кутузке сутки и выпустили под залог в тысячу долларов), а также Норма Маккорви - женщина, благодаря которой 36 лет назад американки получили право на аборт (именно она вчинила иск штату Техас и добилась в Верховном суде США отмены законодательного запрета), но сегодня превратившаяся в противницу абортов.

Протестующих поддержал епископ Джон Д'Арси, к чьей епархии принадлежит университет. Пастырь принял участие во всенощном бдении с субботы на воскресенье и благословил студентов на новые акции. Вместе с епископом молились и родители студентов, и выпускники прошлых лет - всего около 12 тысяч человек. В воскресенье утром акции прошли в санкционированном формате, и новых арестов не последовало. Разрешение было получено и на акцию протеста непосредственно во время выступления президента. Епископ Д'Арси отказался участвовать в церемонии вручения дипломов и вместе этого присоединился к протестующим.

Вопросы права на аборт и прав сексуальных меньшинств традиционно занимают важное место в американском общественном сознании. Североамериканские колонии были основаны религиозными диссидентами различных христианских деноминаций. В Новом Свете прежде враждовавшие общины оказались в равном положении - им всем нужно было противостоять немилосердным силам природы и набегам язычников. Когда пришло время объединяться в единую страну, принцип веротерпимости восторжествовал. Однако в американской коллективной душе сохранилась двойственность: у каждого истинно верующего есть рубеж, за который он не отступит. Для католика это неприятие гомосексуализма и искусственного прерывания беременности.

Не стоит забывать, что католики - самая многочисленная и быстро растущая религиозная община США, а Святой Престол не одобряет ни однополую любовь, ни аборты. О протестантах-фундаменталистах, составляющих большинство в штатах Библейского пояса, и говорить не приходится. Поэтому на президентских выборах 2004 года демократы выставили католика Джона Керри, а на последних Барак Обама взял в напарники католика Джо Байдена.

По последним опросам, 51 процент американцев выступает против абортов и лишь 42 - за. Еще год назад соотношение было 50 к 44. К половой связи лиц одного пола американцы относятся терпимо, но против браков таких пар возражают 66 процентов избирателей, а поддерживают их только 24 процента.

Это, конечно, не повод игнорировать права меньшинств - на то и демократия, чтобы их уважать и защищать. Но выборный политик находится в сложном положении: ему нельзя растерять голоса ни умеренно-консервативного электората, ни либералов. По этой причине во всем Конгрессе только один открытый гей и только одна открытая лесбиянка. Да, вопрос политизирован сверх надобности, но с этим теперь уже ничего не поделаешь.

Бараку Обаме во время президентской кампании долго удавалось "сидеть на заборе", то есть делать уклончивые заявления, сводящиеся к тому, что однополые браки - не компетенция федеральных властей, решение должны принимать штаты. Это формула, которую повторяют все демократы. Но это абсурд: брак не может считаться действительным в одном штате и недействительным в другом. В конце концов ему пришлось на прямой вопрос прямо ответить, что брак для него - это союз мужчины и женщины. Вместе с тем он выступил за всемерное расширение прав партнеров по гражданскому союзу, как называются в американском законодательстве однополые пары, включая право наследования имущества.

Обещал он также отменить ныне действующую в вооруженных силах США политику "не спрашивай - не отвечай", в соответствии с которой вербовщики не интересуются сексуальной ориентацией новобранца, а тот не сообщает ее. Открытых геев на службу не берут. Но геи именно хотят, чтобы их спрашивали, а они отвечали. Обама считает нынешнюю политику анахронизмом, но многие генералы с этим не согласны. На днях стало известно, что между руководством Пентагона и Белым Домом идут консультации на эту тему.

Эти сообщения вкупе с возобновлением федерального финансирования исследований стволовых клеток человеческих эмбрионов настораживают многих американцев. От визита президента в католический университет ждали откровения.

"Для крупнейших угроз, с какими мы сталкивается в XXI столетии, - сказал он, - будь то всемирный экономический спад или агрессивный экстремизм, распространение ядерного оружия или инфекционные болезни, нет разницы между людьми. Они не признают границ, не различают цвет кожи, не нацелены на какую-то определенную этническую группу. Более того: никакая личность, религия или нация не одолеет их в одиночку. Само наше выживание никогда прежде в истории не требовало большего взаимодействия и взаимопонимания всех людей, чем требуется сегодня. Найти общую почву непросто, хотя наши жизни и переплетены, как сказал Мартин Лютер Кинг, в "единую ткань судьбы". Отчасти проблема, конечно, в несовершенстве человека - в нашем эгоизме, высокомерии, упрямстве, стяжательстве - всех тех разновидностях бездушия, которые, согласно христианскому учению, берут начало в первородном грехе. Мы слишком часто стремимся к преимуществам перед другими. Мы цепляемся за обветшалые предрассудки и испытываем страх перед чужаками... Сильные так часто подчиняют себе слабых, а благополучные так ловко находят оправдание своим привилегиям перед лицом бедности и несправедливости...

Солдат и адвокат одинаково горячо любят свою страну, но по-разному отвечают на вопрос, что надо делать, чтобы защитить ее от врагов. Активист гей-движения и пастор-евангелист одинаково сокрушаются по поводу такой напасти, как СПИД, но не в состоянии навести мост через разделяющую их культурную пропасть, чтобы объединить усилия. Тот, кто выступает против исследований стволовых клеток, убежден в святости дара жизни, но родители ребенка, страдающего диабетом, тоже убеждены в том, что его мучения можно облегчить..."

Да, это была яркая речь. Но удалось ли Обаме ответить на "проклятые вопросы", услышат ли его призыв к наведению мостов? Как всегда, вся надежда на юные, восприимчивые души тех, кто слушал его вчера в Индиане. Дети лучше, чище, мудрее нас. Их сердца еще не закоснели и не ожесточились в предрассудках и предубеждениях. Они найдут ответы.

Владимир Абаринов, 18.05.2009