Печать зла
Приостановленное было издание газеты "Московский корреспондент" вновь запущено ее владельцем. Ожил сайт. Вернулась к читателям обессмертившая газету статья про личную жизнь уходящего президента. Потом опять исчезла. Да и бог с ней.
В свежем номере газеты Александр Лебедев мягко попенял коллективу, напечатавшему "ахинею". Коллектив откликнулся статьей, в которой извинился перед участниками несостоявшейся "свадьбы", одновременно поставив перед обществом целый ряд вопросов недосягаемой моральной высоты. Такой, например: надо ли спешить с публикацией скандального слуха, пока тебя не опередили конкуренты, или же следует проявить "деликатность"? Но в целом коллектив "извлек уроки" и понял главное: "власть – это еще и люди". Оскорблять их честь и достоинство "не следует даже во имя свободы самовыражения".
В общем, все хорошо, что хорошо кончается. Уходящий президент из семьи не уходит. Доброе имя гимнастки не опорочено сомнительной связью с достойным, но женатым мужчиной. Газета ищет новые пути к сердцу читателей. Теперь осталось только понять, что же случилось на самом деле. Имею в виду не сплетни в виде версий, пересказанные в "Москоре", а то, что произошло в связи с публикацией. Ибо дурно написанная эта заметка увенчалась вдруг международным скандалом такой силы, что свадебный с виду сюжет стал сугубо политическим. Комментировать его пришлось самому Путину, обогатившему современный политсловарь словосочетанием "гриппозные носы".
Первый вывод: в полусвободной стране, где отменена политика, любая, даже самая жалкая публикация о первом лице оборачивается конспирологическим дурдомом. Иначе не объяснишь глубокомысленные тексты, в которых заказчиком текста в "Москоре" объявляется Светлана Медведева. Или какие-то враги России, которые таким образом решили облить грязью светлое имя нашего Председателя. Или, наоборот, происками Кремля, который проводил пиар-акцию с целью способствовать росту популярности Путина в молодежной среде. Причем сей маразм настолько заразителен, что подобными идеями проникаются и иностранные журналисты, работающие в Москве.
Во-вторых, удивительно, сколь велики глаза и зубы у страха в полусвободной стране. Как перепугались или вызверились, прочитав про Путина и Кабаеву, буквально все вовлеченные в этот скандал, а также простые зрители. От кремлевских чиновников и банкира Лебедева до несчастных сотрудников "Москора" и отчаянных вольнодумцев в блогосфере. Как множились слухи о том, что главного редактора газеты чуть ли не пытают на Лубянке, а его подчиненных выгоняют на улицу с "волчьим билетом". Как метался издатель, то закрывая газету в связи с нерентабельностью в часы ее мировой славы, а то вдруг открывая вновь. Предполагаю, что он дважды услышал гневное "вы что себе позволяете?" в эти дни. Когда вышла статейка и после того, как убил сайт "Москора", что в Кремле справедливо было оценено как еще один удар по Путину.
Наконец, третий вывод, отчасти оптимистичный. У нас нет классической желтой прессы. Ведь что такое таблоид? Это задница фрау канцлерин, речь королевы за день до произнесения, дитя выпало из люльки с пятого этажа и выматерило прохожих, Гитлер жив и скрывается в Белоруссии. Это зеленые человечки, Киркоров в постели с Галкиным, Пугачева с Петросяном, а вот Путин с Кабаевой. Это брехня пополам с правдой, но если уж правда, то запечатленная на камеру так, что не соскребешь. Это бумага, которая вопит с лотков: купи меня! Купили – употребили – забыли. Это, как правило, не политика. Политикам плевать на такую прессу. А если задевает, то пожалуйте в отставку или в суд.
А в полусвободной стране про Галкина с Бабкиной в жанре гриппозных носов можно и нужно, а про Путина – нельзя. Причем нельзя до такой степени, что другой таблоид, "любимая газета президента", устраивает показательную порку провинившемуся конкуренту. Очень патриотичную порку, со звенящей в воздухе лозой и презрительно искривленными губами экзекутора. Мол, как не стыдно, товарищи, вы же солгали, высосали сенсацию из пальца, вы – бульварная газета, как назвал вас президент! Вы звери, господа.
И это, как бы сказать, последний взмах кнута и кисти, довершающий картину дурдома. Тяжеловатый, правда, взмах, но кто сказал, что будет легко? Главное, что коллеги из провинившейся газеты прощены, главред уволен, гриппозные носы навеки излечены, в "Московском корреспонденте" прошла планерка. А если кто не спрятался в стеклянном доме, то Путин не виноват.