"Коммерсант": Шварцман завизировал каждую страницу интервью
Олег Шварцман "завизировал литературно обработанный текст интервью на каждой странице со своими правками", заявил в прямом эфире "Эха Москвы" обозреватель "Коммерсанта" Максим Кваша, беседовавший с предпринимателем.
"Правки были аккуратно внесены в текст, некоторые фамилии и особо острые места были убраны. Это в газете не появилось, лишние судебные иски газете не нужны", - сказал Кваша.
Журналист подчеркнул, что, после того как Шварцман завизировал текст, "я минут 10 или 15 говорил, что интервью острое, будет реакция. Шварцман сказал, что понимает, но тем не менее считает, что в нем не содержится что-то неправильное".
"Одну из фамилий уже после визирования юристы "Коммерсанта" попросили убрать; без консультации с юристами такой острый текст мы бы не стали ставить", - добавил Кваша.
"Коммерсант" "готов отстаивать свои интересы в суде", заявил, в свою очередь, в эфире "Эха Москвы" генеральный директор издательского дома Демьян Кудрявцев. "Правда непонятно, по какой статье какого кодекса Шварцман может подать в суд, ведь существует аудиозапись интервью и его расшифровка, подписанная Шварцманом на каждой странице, - заметил он. "Подобного рода поведение только повредит Шварцману, если только он не пытается раздуть внимание к своей персоне любым способом - несмотря на траты на судебный процесс и последующий проигрыш", - считает Кудрявцев.
По его мнению, отказ Шварцмана от своих слов вызван тем, что "он наконец понял, что такое ответственность за свои слова". "Ему на это сейчас указывают различные органы, вплоть до компетентных, и он ищет, с кем бы разделить эту ответственность, - заметил Кудрявцев. - Но мы уже давно знаем, что такое ответственность за свои и чужие, опубликованные нами слова, и будем действовать в рамках закона".
Ранее во вторник Шварцман заявил, что "Коммерсант" исказил суть интервью данного изданию. Он сообщил, что "готовит судебный процесс" против издания. По его словам, то, что опубликовано в "Коммерсанте" - "литературная правка, в которой искажена суть поданной информации". "Любой материал можно подать в совершенно разных контекстах, иногда это меняет суть и смысловое насыщение, действительно, под текстом стоят мои подписи, они стоят под документами. Но насколько эти документы соответствуют публикации - выясняют сейчас компетентные люди", - сказал Шварцман.
"Первая часть была посвящена венчуру, вторая - моя личная беседа, во время которой я изложил личную точку зрения. Я никоим образом не предполагал, что интервью будет скомпоновано из двух частей. Если читать внимательно, можно обратить внимание, насколько не стыкуются формулировки первой и второй части", - сказал он.
"Я не произносил в интервью изданию "Коммерсант" фамилии Ходорковского, а тем более слов "наклонять", "нагибать", "мучить": это не моя стилистика", - заявил Шварцман. "Я в своем интервью опроверг суть рейдерства, а меня называют "государственным рейдером и пылесосом Сечина (Игорь Сечин - замглавы администрации президента. - Ред.)", - отметил Шварцман.
По его мнению, в публикации газеты "Коммерсант" "выплеснулось коллективное бессознательное, которое будоражит умы большого и среднего бизнеса".
Шварцман добавил, что "с сожалением воспринял" информацию об отказе Европейского банка реконструкции и развития, Российской венчурной компании и израильской "Тамир Фишман" от формирования совместного фонда в России. Об отказе компании стало известно во вторник. Венчурный фонд должен был специализироваться на высоких технологиях, в частности, он собирался участвовать в создании российской Силиконовой долины, то есть группы высокотехнологичных предприятий.
Между тем депутат Госдумы Валентин Варенников в интервью "Известиям" заявил, что отрицает утверждения Олега Шварцмана о планах "бархатной реприватизации" в России, а также свою причастность к их реализации. "Чепуха это все. Это его (Шварцмана - Ред.) фантазии. Я впервые обо всем этом услышал из этого скандального интервью", - сказал депутат.
В интервью "Коммерсанту" Шварцман назвал Варенникова "передаточным звеном" в системе "бархатной реприватизации", то есть "вытеснения нелояльных власти собственников". Эта концпеция якобы осуществляется в интересах силовой группы в руководстве страны через ряд структур, в том числе корпорации "Социальные инвестиции". Кроме того, Шварцман рассказал о планах создания коллекторской структуры, которая будет заниматься "профилактикой финансовых правонарушений, то есть проблемой невозврата кредитов". К работе этой структуры будут привлечены, в частности, ветераны МВД, бывшие сотрудники ОБЭП и РУБОП. Программа создания этого коллекторского агентства, по словам бизнесмена, одобрена главой совета ветеранов МВД генерал-полковником в отставке Иваном Шиловым. На вопрос, кто был инициатором создания агентства, Шварцман ответил: "Партия! Партию для нас олицетворяет силовой блок, который возглавляет Игорь Иванович Сечин".
В интервью "Известиям" Варенников заявил, что Сечин "даже не знает, что есть такой Шварцман".
После того как разгорелся скандал, Шварцмана исключили из высшего совета партии "Гражданская сила".
Гендиректор ИД Демьян Кудрявцев сообщил, что владелец издательского дома "Коммерсант" Алишер Усманов выразил недовольство публикацией интервью Шварцмана.
Позднее Усманов прокомментировал скандал, сказал, что не хочет вмешиваться в работу редакции. "Если не выяснятся иные причины, по которым такой материал мог бы появиться в это время и в таком объеме, то у меня нет претензий к сотрудникам "Коммерсанта", - отметил Усманов.
Справка
Олег Шварцман
Родился 23 сентября 1972 года в Уфе. В 1989-1991 годах учился в университете Улан-Батора, в 1996 году окончил биологический факультет Московского государственного университета, затем аспирантуру философского факультета МГУ. Также учился во ВГИКе, Московском государственном академическом художественном институте им. Сурикова, Российской академии госслужбы. В 2005 году вошел в состав совета по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих. С 2006 года - научный сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга.
Член высшего совета партии "Гражданская сила" (баллотируется в Госдуму по списку этой партии). По данным сайта "Гражданской силы", является директором по экономике и финансам общероссийской общественной организации "Союз социальной справедливости России", президентом корпорации "Социальные инвестиции", совладельцем и президентом финансово-промышленной группы "Финансгрупп".
Владеет долями в следующих компаниях: ООО "Немо груп" (51%), ООО "Гринспейс" (51%), ООО "Мегаинвест" (50%), ООО "Продвинутая волна" (50%), ЗАО "Конгрессмен" (20%), ЗАО "Русская нефтяная группа" (25%), ООО "Русская алмазная группа" (10%), ООО "Русские алмазы" (50%), ООО "Русская энергетическая компания" (34%), ООО "Русторгтех" (26%). Возглавляет большинство из них. По сведениям сайта "Гражданской силы", является кандидатом философских наук.
"Коммерсант"
Дословно
Олег Шварцман
Я сожалею о принятом моими коллегами решении... То интервью, которое опубликовано на страницах "Коммерсанта", - это яд. Хочу сказать аффтару: "Выпей йаду"! Все бизнес-сообщество теперь нахлебалось этого яду.
"Эхо Москвы", 04.12.2007
Наталья Доброхотова и Владимир Пятницкий
Однажды Гоголь написал роман. Сатирический. Про одного хорошего человека, попавшего в лагерь на Колыму. Начальника лагеря зовут Николай Павлович (намек на царя). И вот он с помощью уголовников травит этого хорошего человека и доводит его до смерти. Гоголь назвал роман "Герой нашего времени". Подписался: "Пушкин". И отнес Тургеневу, чтобы напечатать в журнале. Тургенев был человек робкий. Он прочитал рукопись и покрылся холодным потом. Решил скорее ее отредактировать. И отредактировал. Место действия перенес на Кавказ. Заключенного заменил офицером. Вместо уголовников у него стали красивые девушки, и не они обижают героя, а он их. Николая Павловича он переименовал в Максима Максимовича. Зачеркнул "Пушкин" и написал "Лермонтов". Поскорее отправил рукопись в редакцию, отер холодный пот со лба и лег спать. Вдруг среди сладкого сна его пронзила кошмарная мысль. Название. Название-то он не изменил! Тут же, почти не одеваясь, он уехал в Баден-Баден.